Когда будет, тогда и посмотрим
По прогнозу экспертов, в 2015 году граждане политикой не заинтересуются
Проблемные отношения с ближним зарубежьем и прежде всего с Украиной, а также социально-экономические трудности будут главными темами внутриполитической повестки дня 2015 года. К таким выводам пришли участники секции "Политические тенденции: оценки, анализ, прогнозы", состоявшейся в последний день работы Гайдаровского форума. Эксперты разошлись в оценках устойчивости политической структуры страны. В прогнозах преобладали пессимистические оценки, впрочем, некоторые из аналитиков признали, что прогнозы обычно не сбываются.
Большинство политических экспертов, обсуждавших итоги 2014 года и строивших прогнозы на ближайшие два года, принимали участие и в прошлогоднем Гайдаровском форуме. По оценке модератора секции, бывшего члена политсовета партии "Союз правых сил" Леонида Гозмана, тогда эксперты "не угадали ничего, кроме конфликта с Украиной, в котором не исключали использование военной силы". Из проблем на 2015 год политологи вновь назвали Украину, а также экономические противоречия со странами СНГ (прежде всего с Белоруссией и Казахстаном), рост потребительских цен, падение уровня жизни и т. п. На 2015 год не обозначена ни одна внутриполитическая проблема — "к примеру, консолидация либеральных или же национал-патриотических сил", отметил господин Гозман.
Опыт прогнозов на 2014 год, возможно, повлиял на то, что эксперты охотнее анализировали текущее положение дел, чем заглядывали в будущее. Было зафиксировано, что решение всех политических проблем теперь зависит "только от одного человека" (имелся в виду Владимир Путин) — об этом сказал глава фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров. А заведующий отделом социально-культурных исследований "Левада-центра" Алексей Левинсон, говоря о взлете президентского рейтинга до 85%, отметил, что Владимир Путин "теперь отвечает только за величие России". А в росте цен и прочих кризисных явлениях общественное мнение винит "правительство, министров, торговцев". С такой логикой, по прогнозу социолога, общество сможет "прожить достаточно долго", даже если кризис доведет его до бедности. Тем более что, как считает господин Левинсон, граждане под воздействием украинских событий решили в 2014 году, что находятся внутри "осажденной крепости": по мнению социолога, массы убеждены, что кризис стране устроило "враждебное окружение". Поэтому "усиление бедности будет означать для масс, что величие России стало еще большим", а потому экономические трудности не будут восприниматься гражданами катастрофически.
Эксперты разошлись в оценках устойчивости системы. Так, независимый исследователь Татьяна Ворожейкина, напомнив опыт латиноамериканских стран, полагает, что в нынешних условиях "горизонт власти не выходит за рамки полномочий президента". А Георгий Сатаров, не исключив инерционного сценария, продолжительность его развития предсказать не взялся, поскольку экономические проблемы, с его точки зрения, к социальному взрыву пока не ведут.