Тяжело в смягчении
Минэкономики предлагает лечить кризис ослаблением надзора
Самым проблемным в антикризисном плане Минэкономики может оказаться пакет «мер по снижению издержек бизнеса»: отказ от готовящихся и уже введенных ужесточений госрегулирования задевает интересы чуть ли не половины ведомств. Алексей Улюкаев также предложит президенту Владимиру Путину издать указ, временно запрещающий вводить новые требования и расходные обязательства для предпринимательской деятельности.
Тема необходимости общеэкономического дерегулирования как ответа на возможный экономический спад обсуждалась в Белом доме еще летом 2014 года при цене нефти $80 за баррель, поэтому обойтись без нее в проекте антикризисного плана реагирования Белого дома на резкое ухудшение конъюнктуры (“Ъ” подробно пишет о нем в номере от 19 января) ведомство Алексея Улюкаева не могло. В документе, который будет обсуждаться на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева после встречи с вице-премьерами 19 января, теме посвящены глава «Меры по сокращению издержек бизнеса» и ряд отраслевых инициатив.
В первую очередь во исполнение послания президента предлагается в 2015 году на 30% к показателям 2014 года снизить допустимое число внеплановых проверок бизнеса и ввести мораторий на проведение плановых проверок по объектам, не отнесенным к группе высоких рисков, и всех малых и средних компаний. Законом или указом президента предлагается реализовать ранее обсуждавшуюся идею единых дней вступления в силу новых законов, касающихся предпринимательства. В феврале Минэкономики предлагает создать закон об отмене «избыточных требований и обязанностей» на транспорте и на объектах транспортной инфраструктуры, в марте — отменить постановлением правительства избыточные требования в области антитеррористической защищенности объектов коммерческой деятельности. Эти меры наверняка вызовут сильное недовольство со стороны МВД, ФСБ и профильных ведомств, с 2011 года активно использующих и институты проверок, и требования безопасности как способ собственного участия в экономической жизни.
Кроме этого, Минэкономики предлагает перенести вступление в силу нового законодательства по экологическим сборам, на котором основывается вся концепция внедрения «наилучших доступных технологий» и принуждения к модернизации производств, разрабатывавшаяся при активном участии помощника президента по экономике Андрея Белоусова. Предлагается также деактивировать на время работу системы обязательного страхования ответственности владельцев опасных объектов (ОПО), сохранив обязательность страхования только для объектов первого класса опасности. Предлагается также в апреле рассмотреть вопросы о переносе срока вступления в силу сборов за использование на федеральных автодорогах тяжелых грузовиков (свыше 12 тонн; 3,5 руб. за 1 км) и об обязательной установке тахографов на коммерческом автотранспорте. Ряд схожих дерегуляционных инициатив — на алкогольном, аграрном, ритейловом рынках (см. справку) — Минэкономики предпочло поместить не в дерегуляционный, а в отраслевой блок своих инициатив.
Главное же предложение Алексея Улюкаева не правительству, а президенту: если Белый дом согласится с этой инициативой, в Кремль уйдет просьба принять в апреле указ о временном запрете на новые правовые акты, устанавливающие новые расходные обязательства для предпринимательской деятельности. Документ, как предполагает экономическое ведомство, должен прямо запрещать издание таких актов, кроме случаев установления обязательств и новых требований для «ликвидации кризисных ситуаций». Он должен также запрещать внесение в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях изменений, переквалифицирующих ответственность по экономическим преступлениям. Кроме этого указ должен ужесточить правила предварительной оценки (ОРВ и аналогичных систем) эффективности и стоимости для бизнеса новых правовых актов.
Наиболее массовыми видами надзора сейчас являются проверки МЧС, Ростехнадзора, Роструда, Роспотребнадзора, Россельхознадзора и ФМС, и очевидно, что именно с их стороны, равно как и со стороны силовых структур, дерегуляционному пакету будет в правительстве оказано сопротивление. Но и не только с их стороны: проблемы, которые формально решает надзор, традиционно обостряются с экономическим кризисом, и аргументация против дерегулирования может быть довольно сильной и энергичной.
Почему рубль и нефть прежними не станут
Инвестбанкиры не радуют прогнозами: по оценке аналитиков из Goldman Sachs, курс рубля в 2015 году составит 69 руб./$1, нефть марки Brent понизится до $50,4 за баррель. Тем временем саудовский принц аль-Валид бен Таляль утверждает, что стоимость нефти больше не достигнет отметки в $100. В целом российскую экономику в текущем году ждет рост инфляции до 13,7%, уверены в Morgan Stanley. Читайте подробнее