Крайние обезболивающие меры
Московские власти упрощают доступ к наркопрепаратам для онкобольных
Столичный департамент здравоохранения готовит приказ, который существенно упростит механизм приобретения онкобольными наркотических обезболивающих препаратов. Документ разработан после внеплановой проверки московских поликлиник. Ревизия, которая проводилась совместно с фондами "Вера" и "Подари жизнь", выявила ряд системных проблем: например, врачи, боясь преследования со стороны ФСКН, при назначении обезболивания не всегда учитывают мнение пациента об уровне боли, а пациенты и их родственники не получают информации о наличии препаратов в аптеках.
Как пояснили представители департамента здравоохранения, причиной внеплановой проверки московских клиник стало самоубийство бывшего заместителя командующего дальней авиацией ВВС РФ генерал-лейтенанта в отставке Анатолия Кудрявцева, случившееся 6 января 2015 года: он страдал от онкологического заболевания и покончил с собой, поскольку не мог больше терпеть боль. В прошлом году при аналогичных обстоятельствах покончил с собой контр-адмирал запаса Вячеслав Апанасенко (бывший первый заместитель начальника кораблестроения, вооружения и эксплуатации вооружения ВМФ): семья не успела собрать нужное количество подписей на рецепте для получения необходимого обезболивающего (у пациента была терминальная стадия рака).
После самоубийства Анатолия Кудрявцева фонд помощи хосписам "Вера" собрал более сотни жалоб москвичей о сложностях, которые возникают при назначении и получении наркотических обезболивающих. Наиболее распространенные — отказ врача перейти с трамала на опиаты (группа наркотических препаратов, которые снимают боль), длительная и забюрократизированная процедура получения обезболивающего и т. д.
"Случаи с самоубийством военных, прикрепленных к ведомственным поликлиникам, просто наиболее громкие,— объясняет основатель и руководитель благотворительного фонда помощи хосписам "Вера" Нюта Федермессер.— Для получения обезболивания военные должны переходить в обычную городскую поликлинику, так как врачи ведомственной поликлиники Минобороны не имеют права предоставить им наркотический препарат". Но и в местных поликлиниках нуждающимся в паллиативной терапии пациентам не могут оказать быструю и качественную помощь. Прежде чем препарат будет получен, необходимо записаться к участковому онкологу, затем — к терапевту, при этом назначенного приема страдающий от боли пациент должен ждать как минимум неделю.
В столичном департаменте здравоохранения подчеркивают, что нормативная база по облегчению доступа к наркотическим обезболивающим уже разработана. Чиновники ссылаются на приказ Минздрава N1175, согласно которому любой врач (не только участковый онколог) имеет право выписать больному такое обезболивающее. "На деле это не работает,— говорит заместитель главы фонда "Детский паллиатив" онколог Наталья Савва.— У врачей годами выработано рефлекторное отторжение морфина: они боятся проверки Госнаркоконтроля, боятся волокиты с бумагами, боятся самостоятельно определять дозу препарата. Ведь по закону врач несет ответственность за неправильное назначение препарата и его дозировку".
Заместитель руководителя департамента здравоохранения Москвы Андрей Старшинин заявил, что по итогам проверок разработан новый ведомственный приказ, упрощающий процедуру обеспечения наркотическими обезболивающими. Прежде всего в документе описан новый алгоритм взаимодействия стационаров и поликлиник. Если ранее получить наркотические препараты родственники и пациенты могли только в поликлинике, то теперь предполагается, что стационары (в том числе хосписы и патронатные центры) смогут выписывать обезболивающие пациентам. Это разгрузит участковых терапевтов и упростит процесс получения лекарств. "Департамент здравоохранения запланировал проведение обучающих семинаров, где врачи будут обучаться администрированию процессов оказания помощи, чтобы подобрать адекватную терапию самостоятельно, без привлечения другого специалиста",— добавил Андрей Старшинин. Другим важным нововведением станет поправка о внутреннем контроле качества оказания паллиативной помощи с привлечением общественных организаций. Чиновники обещают, что новый механизм вступит в силу уже в феврале.
Представители некоммерческих организаций надеются, что выработанные в ходе проверки правила будут не только утверждены, но и начнут работать. "Необходимо развивать паллиативную терапию, менять отношение к ней,— резюмировала Нюта Федермессер.— Нередко от частных клиник можно услышать, что наркотические обезболивающие препараты вредны. Это попросту обман. До какого-то времени можно снимать боль неопиоидными лекарственными препаратами, но наступает такой момент, когда не помогает даже сильный анальгетик и обойтись без наркотического обезболивающего нельзя".