"Рамзан Кадыров — знаменосец России, жаждущей простых решений"

В понедельник в Грозном пройдет митинг против терроризма и оскорбления чувств верующих. Глава Чечни Рамзан Кадыров обещает собрать на него более миллиона человек. Ранее Кадыров назвал радиостанцию "Эхо Москвы" "антиисламским рупором". Главный редактор Алексей Венедиктов сообщил "Коммерсантъ FM", что юристы радиостанции изучают это высказывание. Обозреватель радио новостей Константин Эггерт считает, что Кадыров представляет в российской общественной жизни не только Северный Кавказ.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Рамзан Кадыров виртуально казнит и милует врагов, вводит в действие явочным порядком нормы шариата и превращает свой день рождения в народный праздник. Он — один из немногих официальных лиц, кто может позволить себе организацию столь масштабных политических массовых мероприятий, как грозненский митинг. Теперь он довольно прозрачно угрожает Михаилу Ходорковскому и Алексею Венедиктову, чьи взгляды на свободу слова разошлись с мнением Рамзана Ахматовича. Казалось бы, это должно вызвать хоть какую-то реакцию властей. Ну, хоть сугубо неформальное и личное заявление кого-нибудь из первых лиц. Но реакции нет. Нет, по-моему, по трем причинам.

Во-первых, Кадыров если и не президент независимого государства, то точно и не обычный глава российского региона. Он, с точки зрения Кремля, — человек-символ успеха политики президента на Северном Кавказе и "умиротворения" Чечни. Поэтому он — вне официальной критики. Во-вторых, Рамзан Кадыров фактически превратился в главную мусульманскую публичную фигуру в стране. В отличие от большинства муфтиев, он не плетет казенные словеса про мир и дружбу конфессий. Глава Чечни говорит то, что приятно и понятно большинству постсоветских верующих: о западных врагах с их зловещими заговорами, о ЦРУ, о духовных "нас" и развратных "чужих", о сильной, единой и неделимой власти. Ну, и, конечно, о том, что всех, кто думает иначе, чем власть, нужно обязательно покарать. Достаточно почитать интернет-форумы, куда пишут молодые мусульмане. Там подобная тематика бурно цветет. Но — это в-третьих и главных — брутальная решительность Кадырова импонирует не только его единоверцам. Кадыров говорит за огромное множество русских и нерусских, православных и не очень, городских и деревенских, юных и старых.

Небезызвестный активист Дмитрий Энтео, публично угрожающий смертью "кощунникам и богохульникам", не зря позвал Кадырова в попечительский совет своей организации. Рамзан Кадыров — это Россия, жаждущая простых решений, взыскующая и апеллирующая к силе. В этом смысле, глава Чечни, конечно, не только руководитель региона. Он знаменосец этой России. Она и Россия Михаила Ходорковского и Алексея Венедиктова существуют на одной политико-географической территории. И это вызывает не меньше вопросов о будущем страны, чем существование Франции братьев Куаши и Франции Charlie Hebdo.

Вся лента