Война и грызня
Павел Шеремет — о том, как украинская власть воюет в Киеве
Украинские события вновь заполняют первые полосы газет и новостные выпуски: возобновились бои на востоке страны, экономическая ситуация выглядит безнадежной, эксперты грозят новым политическим кризисом, а кланы грызутся между собой
Всю прошлую неделю в Донецком аэропорту шли тяжелые бои, в результате которых украинская армия отступила. Военно-стратегическое значение разрушенный аэропорт потерял давно, но он был символом украинского воинства. Лидер "Правого сектора" Дмитрий Ярош лично участвовал там в боях и на прошлой неделе получил серьезное ранение. "Киборги" — только так называли бойцов, воевавших в аэропорту. "Наш Сталинград" — с таким заголовком на обложке и фотографией аэропорта на прошлой неделе вышел популярный украинский еженедельник...
За что хвататься?
Теперь очевидно: кто-то должен теперь ответить за сдачу "украинского Сталинграда". В руководстве армии неизбежны новые перестановки, многим уже понятно какие: отступление из аэропорта наверняка будет стоить должности начальнику генерального штаба Виктору Муженко. На нем сейчас сосредоточен огонь критики. Кроме того, перемены коснутся и добровольческих батальонов, и общего управления вооруженными формированиями. Батальоны, кстати, продолжают размножаться делением — так на два подразделения официально и со скандалом распался "Донбасс".
Утечка из кулуаров: несмотря на то что главнокомандующий на Украине — президент, инициатива по управлению силовыми структурами может перейти в руки секретаря Совета безопасности Александра Турчинова. Дважды за неделю он ездил в зону боев. Все видели фотографию задумчивого Турчинова, который с автоматом наперевес летит на войну. В то время как Петр Порошенко убеждал весь мир, что он президент мира, а не войны...
В то же время сегодня в Киеве главный вопрос не о войне, а о деньгах: выдержит ли украинская экономика и государственный бюджет растущие военные расходы и затраты на реформирование силовых структур?
Практически каждый день в Киев приезжают большие делегации из США и Европы. На прошлой неделе был командующий Сухопутными силами США в Европе Бен Ходжес, который рассказал о совместных военных учениях весной. Премьер-министр Польши Ева Копач привезла на Украину едва не половину своего кабинета министров. Гости наперебой обещают помощь. "Все хотят помочь, но когда речь заходит о деньгах, то переговоры идут непросто. Канада предлагает быстрее подписать договор о свободной торговле с Украиной. Они хотят снять все барьеры, кроме поставки яиц и курицы, а мы и можем туда поставить только яйца и курицу. И как быть? Политическая воля помочь Украине есть у всех, теперь надо разрабатывать конкретные проекты",— говорит министр экономики Айварс Абромавичус.
На Украине до конца января работает большая миссия Международного валютного фонда. Публичных комментариев пока немного, но сигналы для украинского правительства положительные. Обещают миллиардные вливания и расширение финансовой помощи. Только украинским депутатам придется переутвердить государственный бюджет, который они в спешке принимали ночью накануне нового года, и безжалостно порезать многие обещанные расходы. И невозможно выбрать, за что хвататься в первую очередь...
Что делать с бывшими?
На этом фоне громкая новость минувшей недели: Генеральная прокуратура Украины перешла к активным действиям. Бывший президент Украины Виктор Янукович, бывший премьер Николай Азаров и бывший министр финансов Колобов арестованы. Правда, заочно. Не прошло и года с момента их бегства из страны.
Генеральный прокурор Виталий Ярема словно очнулся от спячки и демонстрируют волю и решимость в расследовании дел бывших высших должностных лиц страны. "Таким образом, избрание указанной меры пресечения предоставляет возможность следователям Генпрокуратуры требовать экстрадиции этих чиновников с территории Российской Федерации",— пояснили в прокуратуре.
Впрочем, юридическая казуистика мало кого на Украине успокаивает. Никто не верит, что Россия выдаст беглецов, а в Киеве на прошлой неделе все разглядывали присланный из России видеоролик — посетители московской клиники сняли на телефон, как на прием к врачу пришел бывший украинский премьер, один и без охраны. Раздражение людей объяснимо: Янукович и его ближайшее окружение сбежали из страны в феврале прошлого года, но до сих пор толком не расследовано ни одно уголовное дело. Громких слов сказано много, а результаты обществу все еще не представлены. И даже в международный розыск через Интерпол Виктора Януковича объявили только сейчас.
А еще на минувшей неделе словно специально Киеву в укор в Севастополе демонстративно появился на публике в качестве работника корпорации Ростехнологии новоиспеченный гражданин России, бывший министр внутренних дел Украины Виталий Захарченко. Как уверяют эксперты, на Украине продолжают работать фирмы, прямо и косвенно с ним связанные. И не только с ним: каждую неделю случаются скандалы, когда бывшие министры и люди из окружения Януковича пытаются разными способами разблокировать банковские счета, снять арест с имущества и даже на близкие фирмы получить новые контракты.
В народе гуляют переходящие в уверенность слухи: до сих пор существует негласный договор о ненападении между новой властью и теми чиновниками, которые покинули страну. "По крайней мере, никакого преследования той банды, которая расстреливала Майдан и разворовывала страну, нынешняя власть не осуществляла,— говорит в интервью "Огоньку" председатель парламентского комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Егор Соболев.— Почему заочно арестовывают тех, кто живет в Москве, но не арестовывают тех, кто находится в Киеве? Например, бывший лидер фракции Партии регионов Ефремов спокойно летает в Париж и обратно, и его никто не трогает. Не знаю, было ли это оформлено документально, но очевидно, что прошлая и нынешняя власть договорились не трогать интересы друг друга".
В кулуарах между тем убеждены: основная причина резкой активизации генерального прокурора Украины — угроза увольнения. Группа молодых депутатов Верховной рады потребовала его отставки и уже собрала подписи, необходимые для обязательного рассмотрения вопроса на заседании парламента. Виталий Ярема проводит экстренные встречи с руководителями парламентских фракций, но шансов сохранить пост, похоже, у него немного.
В нынешнем политическом раскладе удар по генпрокурору — это синоним удара по президенту. Ярема — один из самых близких силовиков к Петру Порошенко, и украинский президент наверняка постарается его защитить. Если не удастся, рикошет отставки неизбежно скажется на репутации Порошенко, и прекрасно понимающие это депутаты из конкурирующих с президентской партией фракций намерены генпрокурора "дожать". "Активность Яремы последних недель лишь демонстрирует, что можно было легко сделать за предыдущие 6 месяцев. Ведь не было никаких проблем с возбуждением уголовных дел против сбежавших чиновников, чтобы с них не сняли в Европе санкции. Из-за бездействия прокуратуры сейчас 6 человек из окружения Януковича могут избежать международных санкций. Никто не вел борьбу за возвращение наворованного имущества, и целые банки переходили новым собственникам, меняя названия. Стало понятно, что Ярема саботировал работу. И его точно надо увольнять, чтобы следующий прокурор работал эффективнее и помнил о судьбе предшественника",— настаивает Егор Соболев.
Сотрясение власти
Парламент и правительство изначально не выглядели "единой командой", теперь и подавно. А тезис о необходимости поиска "внутренних врагов" и борьбы с ними весьма популярен в Киеве, им многие просто живут.
На заседания парламентского комитета по борьбе с коррупцией регулярно вызывают министров и разных высоких начальников из исполнительной власти и "трясут". Проигнорировать приглашение — себе дороже, каждое заседание вызывает ажиотаж — в зале яблоку негде упасть, журналисты толпятся в проходах, в дверях, в коридоре.
На прошлой неделе, например, терзали министра сельского хозяйства, главного таможенника и начальника налоговой службы. Выглядит это так. Бывший журналист-расследователь, а теперь депутат Сергей Лещенко сначала расспрашивает главного украинского таможенника про странные назначения и про то, почему продолжают работать люди, которые не прошли люстрацию. Потом берется за главного налоговика.
— Скажите, вы летали на частном самолете вместе с олигархом Косюком?
— Если у вас есть какие-то доказательства, то выкладывайте,— слегка подергивается чиновник.
— Так вы подтверждаете или отрицаете, что летали на самолете с Косюком? — с каменным лицом настаивает депутат, написавший несколько книг про махинации Януковича и влиятельных украинских премьеров.
— Нет, не летал,— зло бросает чиновник.
В таком духе допрос продолжается дальше. Итог: депутаты признают неудовлетворительной кадровую политику государственной налоговой службы и обязывают главу ведомства дать информацию, что исправлено, до конца февраля.
К таким порядкам трудно привыкнуть, но что-то присутствует теперь на Украинской жизни, что не позволяет чиновнику отмахнуться от настойчивых депутатов и назойливых журналистов. Издалека может показаться, что на Украине развал, бардак, почти хаос. Но энтузиасты в Киеве убеждены: это впечатление обманчиво, формируется сила, которая активно противостоит этому развалу.
"Нам надо быть настойчивыми и поторопиться, чтобы выгнать чиновников, которые саботируют перемены и развитие Украины. Надо спасать страну. Скоро на фронте, на Донбассе сепаратисты могут перейти в наступление, времени мало, поэтому мы здесь должны наступать против внутреннего врага — коррумпированных чиновников",— резюмирует Егор Соболев.
В ближайшее время назначат и руководителя абсолютно новой силовой структуры с грозными полномочиями — Антикоррупционного комитета. Борьба за контроль над этой структурой идет напряженная, слухов вокруг кандидатов множество. Поговаривают даже о том, что борьбу с украинской коррупцией могут поручить бывшему президенту Грузии Михаилу Саакашвили, якобы на этом настаивает Порошенко, хотя это кажется слишком экстравагантно.
На этом фоне резко усиливаются позиции министра внутренних дел Арсена Авакова. Он отошел от линии фронта на Донбассе и активно действует в тылу. Каждый день приходят сообщения об арестах милицией тех, кто подозревается в организации беспорядков, подготовке терактов. Началась масштабная реформа патрульной службы. На прошлой неделе объявлен набор в новую службу МВД, и буквально за пару дней заявление подали более 10 тысяч человек, из них 37 процентов — женщины. Руководит реформой бывший начальник полиции Грузии Эка Згуладзе. Она сейчас переезжает с телеканала на канал и подробно объясняет, что происходит, кого возьмут на работу, что должна делать милиция. Все — по американским стандартам, под руководством американских инструкторов, которые обучат украинцев. "Также — самое главное — мы будем работать над законом о полиции, который изменит всю систему. По нашей стратегии — это очень амбициозная, но очень правильная стратегия — будет отделена политическая власть министерства от технической работы полиции. Будет создан полицейский департамент, как в Европе и в развитых демократических странах",— убеждает журналистов Згуладзе. Если у этой "хорошей, красивой девочки", как называет ее министр Аваков, получится, то глава МВД наберет очень большой политический вес в стране.
А больше, похоже, и некому: президент занят международным представительством, премьер озабочен поиском денег, а правительство ходит на доклад к депутатам, занятым поиском "внутренних врагов"...