Фронт работ
В этом году российские железнодорожники вместе со всей страной отмечают 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Как им жилось и работалось в трудные военные годы? Ответ — в архивных материалах и уникальных иллюстрациях
Железные дороги встретили войну едва ли не первыми: на них пришлись удары немецких войск 22 июня 1941 года. Немцы ставили задачу уничтожить коммуникации страны, однако в полной мере им это не удалось. В первые дни войны железнодорожники все же смогли обеспечить эвакуацию и вывоз оборудования, мирных жителей, ценностей. Говорят, в истории человечества еще никто и никогда не осуществлял столь глобального перемещения ресурсов: именно железными дорогами эвакуировали сокровища Русского музея и экспонаты Эрмитажа. Уже 30 июня в специальном эшелоне первые полмиллиона уникальных предметов и произведений искусства отправились в Свердловск (сегодня — Екатеринбург). И, кстати, мало кто знает, что часть этих экспонатов хранились затем... в подвалах знаменитого Ипатьевского дома.
Драматично шла эвакуация людей и учреждений в Москве, на которую наступал враг: не хватало вагонов и в дело шло все, что железнодорожники могли достать, например вагоны метрополитена. Вот только цифры: за первый месяц войны из столицы вывезли 959 530 человек, в том числе беженцев, а за 4 месяца — почти 500 предприятий и НИИ. Каждый день с московских вокзалов отправлялось порядка 80 эшелонов с людьми и грузами.
Одновременно на фронт шли поезда с военной техникой и бойцами-добровольцами — обучаться им зачастую приходилось прямо по пути. Еще одно ноу-хау того непростого времени: составы, подвозившие к Москве свежие дивизии, тут же использовались для эвакуации населения. Говорят, чтобы обеспечить бесперебойные перевозки, приходилось прибегать к "живой" блокировке — на путях выставлялись дежурные, регулировавшие движение составов. Сами составы нужно было защищать от налетов немецкой авиации: их сопровождали зенитные расчеты. Железнодорожникам в этих условиях понадобилось освоить множество уникальных навыков: например, ремонт вагонов на месте, без отцепления от состава. Каждому было понятно: если страна хочет выиграть войну, ее транспортная система должна работать без перебоев.