"Свою победу на "Дакаре-2015" я посвящаю отцу"
Айрат Мардеев в интервью "Коммерсантъ FM"
Российская команда "КамАЗ-мастер" заняла весь пьедестал почета на ралли-марафоне "Дакар" в классе грузовиков. Абсолютным победителем гонки стал экипаж пилота Айрата Мардеева. Он принес КамАЗу 13-ю победу на самом престижном ралли-рейде в классе грузовиков. С чемпионом побеседовала собственный корреспондент "Коммерсантъ FM" в Аргентине Аэлита Курмукова.
— "КамАЗ-мастер" занял весь пьедестал почета на "Дакаре-2015", позади практически две недели, сложные гонки, три страны. Поделитесь впечатлениями — что значит проделать такой маршрут и что значит стоять на первой ступни пьедестала здесь, в Буэнос-Айресе?
— Это не передаваемые словами ощущения. Мы целый год готовимся к этой гонке, это самая важная гонка у нас в сезоне, когда мы едим еще на чемпионат России, "Шелковый путь", едем на этапы Кубка мира, едем на тесты в Марокко, но все это делается только для того, чтобы проехать вот эти две недели "Дакара" и показать именно здесь хороший результат. Это наш экзамен после проделанной работы в течение года, в этом году мы его сдали, я считаю, на отлично, мы забрали весь пьедестал и не подпустили никого из наших главных конкурентов. Ближайший наш конкурент Лапрайс отстает от нас на полтора часа — это огромная просто разница, и я считаю, что мы отлично справились с нашей задачей. Ощущения, конечно, сложно передать, тем более, это первая победа для меня, да, я был серебряным призером в 2013 году, в 2014 году мы, к сожалению, сошли на второй день. Мы лидировали первые два дня, но вот в конце второго дня мы сошли, мы перевернулись, и пришлось закончить гонку, и в этом году мне нужно было реабилитироваться и показать хороший результат, что у нас и получилось,
— Все-таки три страны, разные абсолютно условия: и высокогорья, и были проблемы у вашего коллеги с автомобилем, но, тем не менее, проблемы позади. Расскажите о самых сложных этапах, как вам удалось с этим справляться, и каков был вообще дух команды?
— Один из сложных этапов — это этап на высокогорье, когда мы стартовали на высоте 3,5 тыс. км и поднимались до 4,2 тыс. км, и весь день был именно на этой высоте, порядка 400 км. Это было довольно-таки тяжело в физическом плане, ну и для моторов, естественно, моторы теряли очень много мощности. Было непросто, мы в течение года готовились очень сильно, нам помог в этом Инновационный центр Олимпийского комитета, который с нами занимался в течение месяца перед отправкой. Мы занимались в масках, в условиях искусственного высокогорья, и это очень сильно помогло, мы реально подтянулись в физическом плане, и на высоту мы уже не так сильно реагировали, как раньше.
Плюс еще был сложный доп — марафонский спецучасток, когда мы, приехав на бивак, были без механиков, без наших техничек, мы обслуживали автомобили только силами экипажа и запчастями, и инструментами, которые имели в своих боевых машинах. Тоже был такой непростой доп, так как нужно было приехать на финиш, имея минимум проблем и показав максимально возможный результат.
— Это было нововведение этого года?
— Это хорошо забытое старое, то есть это было последний раз в 2009 году, после этого забыли об этом марафонском этапе и в этом году решили опять возобновить, сделали это интересно, необычно, это усложняет еще "Дакар". На финише ожидалось около 50 грузовиков, из них утром мы насчитали всего 32, кажется, грузовика, остальные все остались на трассе. Некоторые просто не стартовали, так как не имели возможности обслуживать их потом в одиночестве на биваке.
— Семь раз "Дакар" проходил на территории Южной Америки, и всегда это настоящий праздник. Отличался ли в этом году праздник и чем?
— В Аргентине всегда нас очень тепло принимают, всех участников, нам очень нравится сюда приезжать. Если сравнивать с Чили, немного попроще, немного меньше народу, но так же тепло, каждый раз сюда приезжаем, удивляемся, что из года в год народу все больше и больше становится, все болеют. Многие не знают, кто там мимо них проезжает, но они все равно с таким удовольствием и аплодируют, и поддерживают тебя, что невозможно равнодушным оставаться.
— Есть такая традиция, что профессиональные спортсмены да и в любительском спорте посвящают свои победы.
— Да, я свою победу, естественно, посвящаю своему отцу, которого, к сожалению, не стало чуть меньше полугода назад — он разбился на квадроцикле, трагически ушел из жизни, так и не дождавшись, когда фамилия Мардеев зазвучит на самом высоком уровне. Естественно, я посвящаю свою победу ему, так как он именно тот человек, который привил мне любовь к спорту, к автомобильному спорту, который научил меня всему, который вкладывал всю свою жизнь, все свои средства, все в меня, лишь бы я стал профессиональным спортсменом. Сейчас это удалось. К сожалению, его нет сейчас рядом, и, естественно, я свою победу, свой первый "Золотой бедуин" и, дай бог, последующие буду посвящать именно своему отцу.
— Впереди небольшой отдых в России, можете поделиться своими планами, что потом?
— По возвращении домой у нас обычно бывает один-два дня свободных дома, затем мы обычно после удачного финиша улетаем в Москву практически на неделю, это пресс-конференции, это работа с партнерами. После этого уже начнется работа, подготовка к следующему "Дакару": это многочисленные совещания практически каждый день, обсуждение всех проблем, обсуждение каких-то улучшений нашего грузовика, так как нельзя стоять на месте. Наши конкуренты не сидят на месте, каждый год мы видим, что они улучшают, пытаются приблизиться к нам. Очень быстрые пилоты у команды де Роя. В этом году где-то немножко им не повезло, где-то мы лучше подготовились, де Рой, он просто на одном из этапов разбил свою машину, и все, не смог уже дальше конкурировать с нами, поэтому подготовка "Дакара" начнется уже буквально через недельки две. Будем готовить уже новые машины, ждать своих автомобилей, когда они вернутся из Аргентины, разбирать, перебирать и готовиться к следующей гонке.