Комитет против пыток готов к самоликвидации
Организация намерена либо выйти из реестра иностранных агентов, либо прекратить деятельность
Одна из ведущих российских правозащитных организаций — Комитет против пыток (КПП), которую Минюст на днях принудительно включил в реестр иностранных агентов, приняла решение о самоликвидации. Как заявил "Ъ" глава КПП Игорь Каляпин, процедура будет запущена в том случае, если КПП проиграет суды с чиновниками, в ходе которых НКО обжалует решение о признании иностранным агентом.
О решении Минюста включить Комитет против пыток в реестр иностранных агентов, которые занимаются в России политической деятельностью на иностранные деньги, стало известно в минувшую пятницу. Решению ведомства предшествовала проверка прокуратуры, которая проводилась в конце 2014 года. 29 декабря в офис КПП пришел представитель прокуратуры Нижегородской области, который вручил руководству организации десятистраничное постановление с перечисленными в нем признаками политической деятельности.
Ею прокуроры сочли, в частности, доклад о пытках в РФ и его презентацию в Комитете против пыток ООН, который готовили сотрудники КПП. "Интересно, что докладывать о ситуации с нарушением фундаментальных прав граждан, в частности о пытках, Россию обязывает специальная конвенция ООН, которую наша страна ратифицировала. Причем регламент предполагает обязательное участие НКО той страны, которая представляет доклад, в качестве выразителя альтернативного мнения,— заявил "Ъ" Игорь Каляпин.— То есть нас назвали иностранным агентом за то, что мы выполняли обязательства страны перед международной организацией".
Комитет против пыток планирует обжаловать решение Минюста о включении в реестр иностранных агентов. О судебных перспективах в организации предпочитают не говорить, однако господин Каляпин уже заявил, что в случае неудачи организация будет ликвидирована: "Нет проблем защищать права российских граждан в качестве иностранного агента, но мы не собираемся это делать в подобном статусе". "Понятие "иностранный агент" предполагает, что НКО занимается чем-то по заказу какого-то другого государства,— продолжил глава КПП.— Я клянусь, что за 15 лет существования нашей организации наши доноры из-за рубежа ни разу не сказали мне, что я должен делать. Мы боремся с пытками в России как граждане России ради России". Он напомнил, что помимо помощи от европейских и американских фондов, которые поддерживают КПП, НКО получила два президентских гранта в общей сложности на 8 млн руб.
За 15 лет работы по инициативе КПП 109 сотрудников правоохранительных органов были осуждены за пытки. Сотрудники КПП добились отзыва отказных материалов о возбуждении уголовных дел в отношении силовиков более чем в 600 случаях.
Примеры самоликвидации НКО, признанных иностранными агентами, уже известны. Так поступили представители организации "Юристы за конституционные права и свободы", работавшей в РФ с 2003 года. В ближайшее время аналогичное решение может принять Институт региональной прессы — организация, основанная вскоре после падения СССР для подготовки журналистов в частных СМИ.
В случае ликвидации, скорее всего, на базе Комитета против пыток возникнет несколько новых организаций. Эти структуры будут специализироваться, к примеру, на медицинской реабилитации жертв пыток, расследовании преступлений правоохранительных органов и т. д.