Пять и видят

За Большое Савино поборются почти все аэропортовые холдинги

Интерес к международному аэропорту «Пермь» (Большое Савино) проявили новые инвесторы: в предстоящем отборе планируют принять участие холдинг «Аэроинвест» бывшего президента Кабардино-Балкарии Арсена Канокова (аэропорты Минвод и Калининграда), а также некий зарубежный инвестор, интересы которого представляет российский партнер — ООО УК «Российский фонд прямых инвестиций». Они планируют составить конкуренцию трем участникам первого конкурса, результаты которого были отменены: холдингам «Базэл Аэро», «Аэропорты Регионов» и «Новапорт». Эксперты говорят, что больше шансов приобрести пермский аэропорт есть у того инвестора, который на данный момент не занят реализацией крупного инвестпроекта и, соответственно, может привлекать крупные кредиты.

Фото: Подгорчук Александр, Коммерсантъ

Интерес к конкурсной процедуре по выбору инвестора проекта строительства нового аэровокзального комплекса ОАО «Международный аэропорт „Пермь“» уже проявили пять компаний, сообщает ОАО «Корпорация развития Пермского края» (КРПК). В их числе три ключевых игрока российского аэропортового рынка: ООО «Базэл Аэро», ЗАО «Большое Савино — Инвест» (входит в группу «Кольцово-Инвест»), ОАО «Аэропорт Толмачево». В 2013 году они уже принимали участие в аналогичном отборе. Победителем тогда была признана структура «Реновы». Но в итоге результаты отбора были отменены под давлением ФАС. Кроме того, в списке интересантов еще две компании: ООО «Аэроинвест» (совладелец аэропортов в Калининграде и Минеральных Водах) и ООО УК «Российский фонд прямых инвестиций» (РФПИ, учредитель — Внеш­экономбанк).

«Претенденты подписали с КРПК соглашение о конфиденциальности и неразглашении сведений, касающихся проведения конкурсной процедуры, а также получили право доступа в «Информационное помещение» (электронный кабинет) с целью ознакомления с имеющимися расширенными материалами по проекту. В частности, с технической документацией по объектам проекта, инвестиционным соглашением, которое будет определять порядок, условия, договорную структуру и взаимные обязательства его сторон по реализации проекта, и другими», — сообщили в КРПК.

Напомним, ОАО «КРПК» начало отбор инвестора по проекту строительства нового аэровокзального комплекса ОАО «Международный аэропорт „Пермь“» (МАП) в конце декабря. Прием заявок на участие в отборе осуществляется до 6 февраля 2015 года. Заключить соглашение с инвестором планируется до 1 марта 2015 года. Стартовая цена пакета акций МАП составит 770 млн руб.

К потенциальным участникам наравне с общими требованиями предусмотрены специальные (квалификационные). В части финансовой устойчивости — балансовая стоимость активов участника в каждый из последних двух завершенных финансовых лет должна составлять как минимум 3 млрд руб., выручка — 2 млрд руб.

Кроме этого, участники должны обладать соответствующим опытом реализации проектов развития аэропортовой инфраструктуры: эксплуатации и обслуживания аэропортов с годовым объемом пассажиропотока не менее 2 млн человек, строительства или реконструкции пассажирских терминалов общей площадью не менее 25 тыс. кв. м, привлечения частного финансирования в объеме не менее 1 млрд руб. для строительства аэропортовой инфраструктуры стоимостью не менее 5 млрд руб.

Как сообщил „Ъ“ источник в правительстве края, ООО «Аэроинвест» входит в холдинг бывшего президента Кабардино-Балкарии Арсена Канокова и развивает аэропорты Минеральных Вод и Калининграда (Храброво). Госкомпания «Российский фонд прямых инвестиций», по словам собеседника, представляет интересы некоего зарубежного инвестора: этот инвестиционный фонд, созданный для привлечения иностранных инвестиций в экономику России, участвует в проектах только в партнерстве с зарубежными лицами, которые выделяют на проект инвестиционный капитал.

В «Аэроинвесте» „Ъ“ подтвердили интерес к проекту Большого Савино: «Пермский аэропорт — среди городов-миллионников один из интересных объектов с хорошо развитой инфраструктурой». В пресс-службе ООО УК «РФПИ» от комментариев воздержались.

Источник в правительстве ожидает жесткую конкуренцию на торгах: пять претендентов, по его мнению, это свидетельство серьезного интереса к активу. Собеседник „Ъ“ на аэропортовом рынке заметил, что сейчас крупные игроки делят рынок: в конце прошлого года холдинг «Новапорт» приобрел аэропорт Рощино в Тюмени; сейчас, помимо пермского аэропорта, идет борьба еще за два актива — в Красноярске (аэропорт Емельяново) и Владивостоке. А сил и средств для того, чтобы реализовать одновременно несколько инвестиционных проектов, в существующей экономической ситуации хватит не у всех.

Руководитель аналитического отдела Агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев считает, что участие заявленных игроков в борьбе за пермский актив объяснимо. Все они, в том числе «Аэроинвест», уже заявляли о намерении расширить количество своих активов и имеют опыт управления аэропортовыми активами. «Участие РФПИ не совсем понятно. Они заявлялись на аэропорты Уфы, Казани, Владивостока, но действующих инвестиционных проектов я не знаю», — отметил господин Пантелеев. Он также считает, что отрицательная динамика роста пассажиропотока Большого Савино — это, с одной стороны, повод поторговаться, хотя предложенная схема инвестирования такой возможностью не особо располагает. С другой стороны, Пермь — потенциально перспективный город по развитию авиа­перевозок, если прогнозировать на 2025 год. «Тот терминал, который существует, сейчас просто не дает зарабатывать на аэродромной инфраструктуре столько, сколько зарабатывает хороший аэропорт с соизмеримым пассажиропотоком», — уверен он. Эксперт также отметил, что, учитывая реальную экономическую ситуацию в стране, краевые власти не смогут выручить за первый пакет пермского аэропорта больших денег.

Ирина Пелявина, Вячеслав Суханов

Вся лента