«Аэроэкспресс» покидает Казань
Оператор интермодальных перевозок передаст маршрут пригородной компании «Содружество»
«Аэроэкспрессу» не удалось повторить успех московского проекта в регионах: перевозчик объявил, что прекращает работу в Татарстане и на Дальнем Востоке из-за понесенных убытков. До этого оператор уже остановил перевозки в Сочи. В Татарстане федерального игрока сменит пригородная компания «Содружество», убытки которой обещает компенсировать правительство региона. Построенная к Универсиаде железнодорожная ветка в аэропорт Казани не стала популярной у жителей и гостей города — ее услугами пользуются лишь 2% авиапассажиров.
Вчера ООО «Аэроэкспресс» распространило официальное сообщение о прекращении перевозок в Казани и во Владивостоке. «Несмотря на федеральный статус обоих проектов, вопрос о компенсации понесенных убытков в этих регионах так и не был решен»,— заявил исполнительный директор «Аэроэкспрессa» Алексей Сорокин, слова которого приводятся в сообщении. Он отметил, что только в 2014 году убытки перевозчика от работы во Владивостоке составили 130 млн руб., в Казани — 62 млн руб. При этом руководство Татарстана компенсировало только 50%, а власти Приморья вовсе отказались от выплат. Кроме того, с 5 января для «Аэроэкспресса» отменена скидка за пользование инфраструктурой, что также повлияло на решение о прекращении работы в регионах, следует из сообщения «Аэроэкспресса». Ранее перевозчик, как и другие пригородные компании, платил только 1% за пути ОАО РЖД.
Основной владелец «Аэроэкспресса» — ООО «Дельта-Транс-Инвест» (структура «Трансгрупп АС», владеет 45,84% перевозчика), 17,5% у бизнесмена Искандера Махмудова, 7,5% у его младшего партнера Андрея Бокарева (оба также являются совладельцами «Трансгрупп»), 25% у РЖД, 4,16% у генерального директора компании Алексея Криворучко. Уставный капитал на начало прошлого года составлял 5 млрд руб., выручка — 5,3 млрд руб., чистая прибыль — 635 млн руб.
«Аэроэкспресс» — единственный железнодорожный перевозчик пассажиров в аэропорты Москвы, Казани и Владивостока. Старт работы «Аэроэкспресса» во Владивостоке был приурочен к саммиту АТЭС-2012. В Казани перевозчик начал работу в мае 2013 года в преддверии Универсиады. Тогда сообщалось, что на организацию интермодальных перевозок в татарстанской столице было истрачено 10,6 млрд руб. Ветка соединила международный аэропорт «Казань» и главный железнодорожный вокзал столицы Татарстана. Для перевозки пассажиров ООО «Аэроэкспресс» использовало электропоезда Siemens Desiro Rus, с 1 августа 2013 года — ЭД9М. В настоящий момент расписание предусматривает 19 рейсов в обе стороны с интервалом в два часа. Расстояние 26,5 км поезда преодолевают за 20 минут с остановкой на станции «Юбилейная». Стоимость билета составляет 200 руб. По итогам 2013 года казанский экспресс оказался наименее востребованным. Им воспользовалось 42 тыс. человек (или 2,2% от общего числа пассажиров аэропорта Казани), в том числе 4 тыс. человек — в дни Универсиады. Для сравнения: во Владивостоке пассажиропоток за 2013 год составил 720 тыс. человек, в Москве — 16,8 млн руб. (за 2014 год данные не раскрыты). Средняя заполняемость поездов в начале 2014 года в Казани составляла лишь 2%.
Власти Татарстана уже анонсировали, что «Аэроэкспресс» заменит местная пригородная пассажирская компания, которая в конце декабря стала победителем соответствующего тендера. С 1 февраля перевозки в Казани будет осуществлять ОАО «Содружество» (49,33% уставного капитала принадлежит РЖД, по 25,33% — у правительства Удмуртии и Татарстана), заявила „Ъ“ пресс-секретарь министерства транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Наиля Клевлеева. «Содружество» с 2011 года обслуживает пригородные железнодорожные маршруты республики, а также восьми соседних регионов (Чувашия, Марий Эл, Удмуртия, Мордовия, Башкирия, а Пермский край, Кировская и Свердловская области). Во всех субъектах деятельность ОАО убыточна. Только в Татарстане по итогам 2013 года убытки составили 428 млн руб. (в прежние годы компания конфликтовала с властями по их компенсации). За 2013 год компания перевезла 12,6 млн пассажиров.
На какую сумму ОАО «Содружество» будут компенсироваться перевозки в аэропорт, в минтрансе ответить затруднились. Госпожа Клевлеева лишь отметила, что эти рейсы «входят в общую сетку пригородных маршрутов», за обслуживание которых республика заплатит в общей сложности около 380 млн руб. При этом она подчеркнула, что прежнему оператору — ООО «Аэроэкспресс» — Татарстан «выплатил все суммы, которые предполагал договор». «Возможно, они не рассчитывали, что будет такой низкий пассажиропоток», — объяснила она уход перевозчика. По словам госпожи Клевлеевой, правительство намерено сохранить действующее расписание, тарифы и уровень обслуживания. Чтобы увеличить пассажиропоток, не исключила она, в дальнейшем ветка может быть продлена до станции «Казань — 2» на улице Воровского. В ОАО «Содружество» планы по обслуживанию нового маршрута до подписания договора с правительством комментировать не стали. «Договор будет подписан на этой неделе», — заверила „Ъ“ представитель компании Инна Карпова.
Ведущий эксперт УК “Финам Менеджмент” Дмитрий Баранов считает, что полный отказ от обслуживания железнодорожной ветки в аэропорт «стал бы большой ошибкой, которая лишь ухудшила бы ситуацию в республике». «Данные перевозки убыточны, как убыточны все пригородные пассажирские перевозки. И вряд ли возможно что-то изменить при существующем порядке их организации и финансирования», — говорит он. Эксперт указывает, что «список потенциальных мер, которые может предпринять любой оператор таких перевозок, весьма скуден», поскольку тарифы утверждаются государством, а сокращение числа рейсов приведет к снижению пассажиропотока. Резерв у «Содружества» «фактически один: всячески сокращать свои расходы, чтобы достичь безубыточности». Однако, уверен господин Баранов, без компенсаций правительства рентабельности на этом рейсе не будет.
Напомним, в 2013 году «Аэроэкспресс» уже прекратил перевозки в Сочи, сохранив до ноября 2014 года функции агента: отвечал за продажу билетов и предоставлял свой персонал. Сейчас «Аэроэкспресс» планирует сосредоточиться на перевозках в Москве: в планах компании увеличить пассажиропоток до 21,5 млн человек в 2015 году. Также «Аэроэкспресс» по-прежнему подтверждает заинтересованность в запуске проекта в Санкт-Петербурге, решение по которому до сих пор не принято.