Опера со спецэффектами
В прокат вышел новый фантастический блокбастер брата и сестры Вачовски "Восхождение Юпитер", от успеха или неудачи которого зависят дальнейшая карьера режиссеров и не в последнюю очередь финансовое благополучие студии Warner Bros.
Не помнящая своего происхождения галактическая принцесса в обличье русской иммигрантки по имени Юпитер Джонс (Мила Кунис) вместо подобающих ей почестей довольствуется жалкой участью уборщицы туалетов в чикагских отелях. Однако само ее существование грозит потерей власти трем отпрыскам королевской династии — Балему (Эдди Редмейн), Титу (Дуглас Бут) и Калике (Таппенс Миддлтон). Алчные правители Галактики уже обрели бессмертие благодаря особой энергетической субстанции, светящейся перламутром слизи,— ее производят другие человеческие существа, которых специально выращивают на плантациях в отдаленных мирах (Вачовски не зазорно цитировать самих себя, повторяя образы теперь уже классической "Матрицы"). Но Юпитер наследует генетический код повелительницы Вселенной из династии Абрасакс, и кровные родственники--злодеи объявляют охоту на бедную золушку. Защищать ее берется благородный космический охотник — наполовину человек, наполовину волк Кейн Уайз (Ченнинг Тейтум), кроме впечатляющих мускулов и верного сердца обладающий таким полезным гаджетом, как антигравитационные ботинки. На экране каждые пять минут что-то искрит и взрывается, жизни Юпитер непрерывно угрожает опасность. Но всякий раз она выходит сухой из воды при помощи космического рыцаря, преданного ей как пес и действительно немного смахивающего на собаку, что, впрочем, только способствует их роману. Происходящее на экране одновременно героическое и смехотворное действо уже заставило критиков подыскивать наиболее подходящее определение, но больше всего оно похоже на кэмп — китчевое, гротескное, экстравагантное и до предела стилизованное кино-карнавал, определение которому Сьюзан Зонтаг придумала еще в 1960-х годах.
Правда, с "Восхождением Юпитер" как потенциально прибыльным блокбастером с самого начала что-то пошло не так. Студия Warner Bros. перенесла премьеру с лета 2014 года на февраль 2015-го под благовидным предлогом: для фильма необходимо доработать спецэффекты. В действительности же изменение даты релиза может говорить о том, что предварительные маркетинговые исследования показали вероятность низких сборов. А это означает, что фильм нужно было уводить от конкуренции с летними блокбастерами, сдвинув на более безопасную дату. Такой датой обычно считается первый уикенд февраля.
Сейчас как для студии, так и для самих Вачовски на кон поставлено слишком многое: если блокбастер с бюджетом $175 млн провалится, на карьере брата и сестры можно будет ставить крест. Они просто выпадут из голливудского пула прибыльных режиссеров, в котором в последние годы и так держатся на честном слове — за счет трилогии "Матрица" (1999-2003), в свое время заработавшей в мировом прокате $1,6 млрд. Два следующих потенциальных хита Вачовски — "Спиди-гонщик" (2008) и "Облачный атлас" (2012) — в прокате провалились. Третьего провала творцам уже не простят, но даже если он случится, то будет, по крайней мере, впечатляющим: напоследок останется настолько же бестолковое, насколько и прекрасное зрелище — космическая опера с пустяковым сюжетом, целым паноптикумом сумасшедших персонажей-мутантов, массой отсылок к классическому сайфаю и действительно впечатляющими визуальными эффектами.