Ради грязного словца
Кирилл Журенков — об отношении к нецензурной брани в России и мире
Борьба с матом снова в центре внимания. Пока эксперты просят ослабить существующие запреты, социологи предупреждают: сегодня матерится больше половины россиян
Эта новость на минувшей неделе облетела большинство СМИ: согласно опросу "Левада-центра", 59 процентов наших сограждан употребляют матерные выражения. Для сравнения: "практически никогда" их не используют лишь 37 процентов опрошенных. Сенсации, правда, не случилось, доля любителей крепкого словца остается неизменной вот уже больше 20 лет: к примеру, в 1992-м их было 53 процента, а в 2000-м — те же 59 процентов. Зато очевидно, что нецензурная лексика сегодня не только на языке, но и на слуху. Напомним, что в прошлом году в России вступил в силу запрет на ее использование в кино, театре, литературе. Под ударом оказались киноленты, где звучала нецензурная брань, такие, как "Левиафан". И вот на днях сразу несколько крупнейших режиссеров страны, среди которых Никита Михалков, Федор Бондарчук и Олег Табаков, обратились к Дмитрию Медведеву с просьбой пересмотреть законодательство и разрешить использовать ее с учетом возрастных ограничений. Ну а эксперты тем временем пытаются понять: эффективны ли подобные запреты?
Западный опыт неоднозначен: ругаются, в принципе, везде. Несколько лет назад авторитетный Angus Reid Institute даже провел сравнительное исследование на эту тему среди американцев, канадцев и британцев. Оказалось, к примеру, что канадцы представляют себя более вежливыми, чем, скажем, американцы, но в кругу друзей ругаются больше. Однако чем обусловлены особенности национального сквернословия, эксперты объяснить затрудняются. Как сказала "Огоньку" старший вице-президент института Саши Курл, возможно, речь о культуре, уровне неудовлетворенности, а может, использование подобной лексики сегодня значит для нас меньше, чем раньше.
А что же с запретами? В принципе, на Западе случаются скандальные инициативы, в США непристойное поведение звезд в телевизионном эфире оказалось в центре внимания в начале 2000-х. Например, в 2003-м на вручении премии "Золотой глобус" не сумел сдержать эмоций лидер группы U2 Боно. Выругалась словом на букву "f" и певица Шер на церемонии награждения Billboard Music Awards. Ну а Джанет Джексон и вовсе удивила: обнажила грудь на шоу во время Суперкубка по американскому футболу — это тоже отнесли к непристойному поведению. Терпение Федеральной комиссии по телекоммуникациям США лопнуло, речь зашла о санкциях на общую сумму 1,24 млн долларов, так что баталии между комиссией и телевизионщиками развернулись нешуточные. В результате, по данным за 2012 год, штрафы отменили, хотя определенные ограничения в СМИ продолжают действовать до сих пор.
Что касается обыкновенной жизни, то материться в тех же США чаще запрещают на местном уровне, например с помощью особых знаков, как это собирались сделать в приморском городке в штате Мэриленд (этот штат, согласно исследованиям, оказался вторым по сквернословию в стране). В другом городке, теперь уже недалеко от Бостона, соответствующий запрет ввели пару лет назад, наказание за его нарушение составило 20 долларов. Случаются и курьезы: убытками обернулся запрет на ругань для управляющего пабом в Великобритании.
— На Западе вопросы употребления нецензурной лексики в СМИ или просто в обычной жизни — это вопрос саморегуляции,— говорит профессор НИУ ВШЭ Гасан Гусейнов,— то есть вы можете писать все, что угодно, просто, если это нарушит некие неписаные правила, последуют санкции, но не от властей, а со стороны профессионального сообщества или руководства издания. Нужно также учитывать, что чем более политически инертно и беспомощно общество, тем больше оно матерится в быту. В цивилизованных странах прямых запретов немного, вот и интереса к ненормативной лексике особого нет.
Эксперт отмечает, что в Европе, напротив, много юмора, зачастую низкопробного, связанного с нецензурной лексикой, но это действует как своего рода прививка, то есть заставляет общество вырабатывать "антитела" к чему-то вопиющему. В целом вопросы, связанные с ругательствами, особенно в медиа, обсуждают в рамках дискуссии о политкорректности (например, спорят, как называть людей другого цвета кожи или с какими-то особенностями): считается, что общество должно таким образом самоочищаться. И здесь пионером выступают США.
Любопытный поворот темы — эксперты обратили внимание и на сквернословие на рабочем месте. "Огонек" связался с крупнейшим специалистом в этом вопросе, профессором Карлом Яскольски из Университета Конкордия в Висконсине (США). Он уверен, что оскорбления, грубости и словесная дискриминация на работе сегодня, что называется, горячая тема. Вопрос стоит просто: если у тех или иных фирм есть дресс-код, почему у них нет кодекса языка? И только совсем недавно компании и организации обеспокоились не только тем, как одеты их сотрудники, но и тем, как они говорят. Эксперту уже пришло более 200 запросов из 30 штатов США, касающихся разработанных им стандартов, о нем написали в "Вашингтон пост", "Нью-Йорк таймс", "Уолл-стрит джорнал". Занятно, что сам Яскольски считает: российский запрет на употребление нецензурной лексики на телевидении, в книгах, пьесах нужно только приветствовать, ведь медиа очень сильно влияют на детей.
Ну а что же виртуальное общение? Специалисты центра Kno.e.sis из Государственного университета Райта (Огайо, США) изучили, как ругаются в Twitter. Как рассказал "Огоньку" один из авторов исследования Венбо Вонг, 21,83 процента и 16,79 процента твитов с ругательствами выражают грусть и злость соответственно, но есть и такие, где крепкое словцо относится... к любви (их 6,59 процента). Одно из открытий исследователей: в Twitter англоязычные пользователи в течение дня ругаются все больше,— на половину второго ночи приходится пик ругани. Забавно также, что чаще всего они матерятся по понедельникам, вторникам и средам, а меньше всего в субботу. Зато с воскресенья снова здорово! Насколько это соответствует ругани в реальной жизни, вопрос интересный, но пока что открытый.