"Это дискриминация"
Игумен Филипп (Рябых) — о проблемах РПЦ на Украине. Беседовал Александр Трушин
В конце января киевский горсовет лишил Украинскую православную церковь Московского патриархата (УПЦ МП) льгот на оплату налога на землю. Это опасный прецедент: политическое противостояние "разных Украин" переползает в сферу религиозных дел
О нападениях на храмы УПЦ МП пресса сообщает чуть ли не каждый день. Самыми громкими были попытки захвата Свято-Успенской Почаевской лавры и даже Киево-Печерской. Об этих фактах говорили как об "отдельных экцессах", но теперь ситуация, похоже, переходит в иную плоскость: по решению 78 депутатов Киевского горсовета УПЦ МП была лишена налоговых льгот (права платить некоторые налоги по сниженной ставке). При этом льготы были оставлены Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП), греко-католикам и другим религиозным организациям.
Такой подчеркнуто избирательный подход вызвал неприятие даже у украинских официальных лиц. Мэр Киева Виталий Кличко, например, назвал этот "точечный удар" антиконституционным и даже пообещал в течение 5 дней подать замечания к данному решению, чтобы оно было пересмотрено. Пять дней, впрочем, прошло, о том, что ситуация изменилась, никакой информации нет. При этом у УПЦ МП больше всего храмов (а значит, и прихожан) на Украине, и только в Киеве больше ста объектов недвижимости. В том числе и расположенная в самом сердце украинской столицы Киево-Печерская лавра, которая занимает 30 гектаров земли. "Огонек" обратился за комментарием к представителю Московского патриархата при Совете Европы игумену Филиппу (Рябых).
— Как вы оцениваете решение Киевского горсовета о лишении финансовых льгот храмов УПЦ МП?
— Это решение вызывает серьезную обеспокоенность. Его исполнение может привести к серьезной дискриминации канонической православной церкви на Украине, самой крупной религиозной организации этой страны.
— Насколько это решение Киевского горсовета вписывается в международные нормы, регламентирующие права верующих и религиозных организаций?
— Это решение противоречит нормам международного права, которые ясно и четко определяют свободу религии и защиту верующих от дискриминации по религиозному признаку. Прежде всего оно нарушает Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, участником которой является Украина. Речь идет именно о дискриминации, поскольку все остальные религиозные организации сохранили налоговые льготы, а лишилась их только Украинская православная церковь, находящаяся в единстве с Московским патриархатом. "Утяжеляет" вес этого дискриминационного решения его политическое обоснование. Как сказал депутат Киевсовета Александр Семененко: "Мы прекрасно понимаем позицию церкви Московского патриархата, которая выступает против Украины, а также поддерживает ЛНР и ДНР". Однако это обвинение надуманно и искажает позицию нашей церкви, которая выступает за примирение сторон гражданского противостояния.
Нужно отдать должное реакции мэра Киева на эту ситуацию. Уже 29 января он высказался против, назвав его антиконституционным. Согласно законам Украины о местных органах власти именно городской глава должен обеспечивать соблюдение Конституции и законов страны. Однако по действующему украинскому законодательству он не может отменить это решение. На своем следующем заседании Киевсовет обязан рассмотреть возражения мэра и вынести свое окончательное решение. Оно может остаться без изменений, если будет подтверждено двумя третями голосов. В этом случае возможен судебный путь оспаривания решения. Если внутренние суды Украины не помогут добиться справедливости, то есть еще Страсбургский суд по правам человека.
— Готова ли РПЦ к дискуссии о защите прав верующих на Украине?
— Наша церковь вынуждена вести подобную дискуссию. Вызывает тревогу, что 78 депутатов в Киеве проголосовали за это решение. Это говорит о настроениях, существующих среди представителей власти, которые готовы объявить религиозную организацию своим политическим врагом и проводить курс по ее дискриминации и ущемлению прав. Уже сегодня известны многочисленные факты разрушения и поджогов православных церквей, захватов храмов группами Киевского патриархата, угрозы священнослужителям и верующим Украинской православной церкви Московского патриархата. А решения, подобные решению Киевсовета, только подбрасывают дровишек в огонь внутригражданского противостояния на Украине. Святейший патриарх Кирилл, митрополит Онуфрий (УПЦ МП), Синод УПЦ МП и отдельные украинские архиереи неоднократно обращались к властям Украины с требованием обеспечить защиту прав православных верующих согласно украинским законам и европейским международным нормам. Представительство в Страсбурге также информирует Совет Европы об этих фактах. Полагаю, что это надо делать еще более интенсивно, в противном случае мы столкнемся с открытыми преследованиями канонической Церкви на Украине, подобными советским безбожным гонениям.
— На Украине сегодня много говорят о приверженности "европейским ценностям". Соответствует ли им, на ваш взгляд, решение Киевских депутатов?
— Очевидно, что нельзя назвать дискриминацию крупнейшей религиозной организации европейской ценностью. С 26 по 30 января 2015 года в Страсбурге проходила зимняя сессия ПАСЕ, на которой была принята резолюция "Борьба с нетерпимостью и дискриминацией в Европе, особенно в отношении христиан". В ней признается существование в некоторых европейских странах ограничений, касающихся публичного проявления христианской веры, а также отсутствие надлежащей защиты прав ее приверженцев в определенных сферах публичной жизни. Уверен, что, ссылаясь на этот "свежий" документ, можно с новой силой поднимать вопросы о нарушении прав православных христиан в европейских странах, в том числе на Украине.
Во что верят на Украине
На Украине на 1 января 2014 года насчитывалось 35 646 зарегистрированных церковных общин, организаций и приходов
12 714 общин — Украинская православная церковь Московского патриархата.
9974 общины — протестантские церкви. Из них 2895 общин баптистов.
4707 общин — католики. Из них Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) — 3765 общин. Римско-католическая церковь (РКЦ) — 942 общины.
4661 община — Украинская православная церковь Киевского патриархата.
1185 общин — Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ).
1210 общин — мусульмане (из них на 1 января 2014 года 964 общины в Крыму).
272 общины — иудеи.
101 община — буддисты и кришнаиты.
Каков поп, таков и налог
Кому и за что платит Церковь
Председатель правления Института религиозной свободы (Киев) Александр Заец так оценил действия депутатов Киевского горсовета: "Это решение противоречит законодательству Украины. Можно понять эмоции и мотивы депутатов Киевсовета и тех, кто предложил это решение и проголосовал за него, но такой подход нарушает принцип равенства религиозных организаций перед законом и содержит элемент дискриминации. Поэтому, скорее всего, это решение будет обжаловано и не вступит в силу".
Кроме того, в институте "Огоньку" объяснили, какие льготы имеют религиозные организации на Украине. Это сниженные тарифы по оплате расходов на электроэнергию, горячее и холодное водоснабжение, природный газ и отопление, а также освобождение или льготная ставка от разного рода налогообложения. Например, полное освобождение от налогообложения пожертвований и право бесплатного землепользования. А также сниженные ставки по оплате местных налогов, которые на свое усмотрение устанавливают местные органы самоуправления (областные, городские, сельские и поселковые советы). К таким льготам относится и налог на недвижимость, по поводу которого Киевсовет принял решение в отношении УПЦ МП.
Проблема, уточняют в Институте религиозной свободы, возникла после того, как правительство Николая Азарова в феврале 2013 года внесло в Верховную раду законопроект о льготах по уплате налога на объекты жилой недвижимости, используемые для уставной деятельности религиозных организаций. Однако парламент отдал этот вопрос на усмотрение органов местного самоуправления, представители которых нередко действуют исходя из собственных конфессиональных предпочтений.
Всеукраинский Совет церквей и религиозных организаций обращался к парламентариям с просьбой полностью исключить религиозные организации из числа субъектов — плательщиков налога на жилую недвижимость. Представители конфессий объясняли эту необходимость тем, что многие молитвенные дома, семинарские помещения и монастыри имеют статус жилых помещений.