Будущее в прошедшем
«Элементарные частицы» в новосибирском «Старом доме»
В новосибирском театре «Старый дом» режиссер Семен Александровский поставил документальный спектакль «Элементарные частицы», посвященный судьбе Академгородка. Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.
Пьеса, написанная известным драматургом Вячеславом Дурненковым, построена на документальном материале: в ее основе — разговоры создателей спектакля с учеными из знаменитого новосибирского Академгородка. В спектакле они остались анонимами, но понятно, что общались авторы «Элементарных частиц» преимущественно с ветеранами — большая часть спектакля посвящена собственно идее этого особого научного «заповедника», созданного в конце 1950-х годов недалеко от Новосибирска.
Александровский и Дурненков пытаются выяснить генезис социального эксперимента, предпринятого советским режимом. После смерти Сталина власти осознали, что развивать науку по «шарашкам» больше не получится, для новых побед нужны не тюрьмы, а вольницы, — вот и задумывался сибирский научный центр как некое идеальное сообщество, город будущего, предназначенный стать островком свободы и творчества. Как известно, в Академгородке действительно было разрешено больше, чем в стране. Чтобы подчеркнуть утопический характер этой затеи, диалоги первой части спектакля, в оригинале, очевидно, бывшие мемуарами, переведены в будущее время. Получается своего рода future in the past — реальность превращена в воздушный замок.
В роли «воплотителя» здесь выступает художник Алексей Лобанов: экран-задник постепенно заполняется изображениями тех же нехитрых предметов обстановки, которые мы видим на первом плане. Несколько одиноких, тоненьких деревьев, которые стоят сбоку сцены, словно воплощают хрупкость — не столько сибирской природы, сколько всего живого. Конечно, не выдерживает испытания и благословенная обитель Академгородка. Семен Александровский ставит спектакль о том, что никакие «островки» на самом деле невозможны, что нельзя огородить оазис свободы посреди пространства, где свобода не является общей ценностью.
Водораздел Семен Александровский проводит по известному «письму сорока шести» — заявлению новосибирских ученых по делу активистов самиздата, привлеченных в 1968 году к уголовной ответственности. Проводит действительно с помощью воды: на сцене идет настоящий дождь, и все время, пока разыгрывается драматическая история с выявлением и наказанием авторов письма, их травлей и принуждением к покаянию, персонажи спектакля проводят под зонтиками — сжавшиеся, потускневшие, озябшие, словно провожающие в последний путь свои несбывшиеся мечты. Вообще, «Элементарные частицы» звучно перекликаются со спектаклем Дмитрия Волкострелова «Новый мир. 1968 год», в котором тоже шла речь о разбитых надеждах и были использованы материалы суда над участниками демонстрации против ввода советских войск в Чехословакию. Переклички неслучайны: оба, Волкострелов и Александровский, были ключевыми участниками «группы юбилейного года» на Таганке. Опыт создания документальных спектаклей в рамках того проекта наверняка пригодился Александровскому и в Новосибирске.
Сказанное относится не только к работе с материалом, но и к работе с актерами. Сергей Дроздов, Олеся Кузьбар, Анатолий Григорьев, Тимофей Мамлин и Яна Балутина весьма точны в интонациях и чутко аккомпанируют друг другу, хорошо понимая различия между эпизодами «Элементарных частиц». В последней, третьей части персонажи академической истории оказываются отодвинуты вглубь сцены — они сами, словно ненужная мебель, вытеснены куда-то на обочину. И что с того, что мы слышим голос вдохновленного юноши, видимо ученого новой эпохи, по-прежнему уверенного в том, что наука способна творить чудеса, управляя не только климатом, но движением планеты. Но сами люди, нерасщепляемые частицы истории, выглядят изгнанниками, какими-то «вишневосадцами», лишившимися собственного дома. Можно воспринимать финал спектакля обостренно-социально, можно философически-экзистенциально, но равнодушным он оставить не может. Тем более сегодня, когда страна вновь решила запустить известный механизм: все, кто верят в себя и мечтают, рано или поздно оказываются либо жертвами, либо изгнанниками.