АвтоВАЗ остался на второй год
Тольяттинский завод возобновил программу утилизации
АвтоВАЗ продлил срок действия программы выкупа старых автомобилей при покупке новых. Утилизационная премия, как и прежде, составит 50 тыс. рублей при сдаче автомобиля на утилизацию и 40 тыс. рублей при продаже подержанного автомобиля по схеме trade-in. Приобрести со скидкой можно будет любой из новых автомобилей Lada 2014 и 2015 годов выпуска. Эксперты считают логичным продолжение АвтоВАЗом программы утилизации: по их мнению, она поддержит спрос на отечественные автомобили в условиях его снижения.
Как сообщили „Ъ“ в пресс-центре АвтоВАЗа, практика выдачи утилизационного сбора покупателям автомобилей Lada была возобновлена с 19 января и продлится до 31 марта этого года. Условия программы остались прежними: при сдаче бывшего в употреблении автомобиля на утилизацию скидка составит 50 тыс. рублей, при продаже находящегося в собственности подержанного автомобиля по схеме trade-in — 40 тыс. рублей. Программа распространяется на все модели Lada с ПТС 2014 и 2015 годов, реализованные в период с 1 января 2014 года по 31 марта 2015 года, в том числе в кредит по программе «Лада-Финанс», уточнили на АвтоВАЗе.
Как и прежде, в рамках льготной программы в дилерских центрах АвтоВАЗа будут принимать машины любой категории и любой марки, надо соблюсти лишь два условия: она должна быть «комплектной» и на момент совершения покупки принадлежать клиенту не менее полугода.
Напомним, в конце августа на заседании правительства премьер-министр страны Дмитрий Медведев одобрил запуск предложенной Минпромторгом программы обновления парка автомобилей для стимулирования авторынка. Госпрограмма действовала с сентября по декабрь 2014 года. На ее реализацию из федерального бюджета было выделено 10 млрд рублей. В январе президент АвтоВАЗа Бу Андерссон в интервью „Ъ“ сообщил, что из этой суммы тольяттинский завод получил 2 млрд рублей.
В конце октября АвтоВАЗ приостановил прием заявок на покупку машин в рамках госпрограммы. В компании тогда поясняли, что продажи «превзошли все ожидания»: было продано более 40 тыс. автомобилей, у завода осталось около 30 тыс. предварительных заказов. Однако буквально через несколько дней тольяттинский завод по собственной инициативе возобновил прием заявок. «Когда программа закончилась, мы увидели негативный эффект от ее окончания и решили ее возобновить за свой собственный счет. Потратили на это 500 млн рублей собственных средств — это много», — объяснял тогда господин Андерссон. По данным пресс-центра АвтоВАЗа, в 2014 году в рамках программы утилизации было продано 55656 автомобилей Lada. В начале декабря правительство решило продлить госпрограмму утилизации автомобилей на 2015 год и выделить на нее еще 10 млрд рублей.
Эксперты считают логичным продолжение АвтоВАЗом программы утилизации автомобилей. «Она поддержит продажи компании, будет способствовать сохранению интереса потребителей к тольяттинской продукции, положительно скажется на загрузке завода, позволит сохранить персонал и, в целом, будет способствовать сохранению стабильности в городе и области», — считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. «Программа утилизации поддержит спрос на отечественные автомобили в условиях его снижения, а возмещение затрат на уплату процентов по кредиту облегчит нагрузку на и без того закредитованных производителей», — соглашается аналитик «Альпари» Анна Кокорева.
АвтоВАЗ прогнозирует сокращение объема внутреннего автомобильного рынка на 19 %, до 1,9 млн автомобилей. «При этом продажи Lada должны вырасти на 15–20 % благодаря активному продвижению продукции на внешних рынках, дальнейшему повышению уровня локализации продукции (в настоящее время он составляет 82 % по автомобилям Lada) и выводу на рынок двух новых перспективных моделей Lada Vesta и Lada XRAY», — говорится в сообщении пресс-центра АвтоВАЗа.
По мнению экспертов, АвтоВАЗ может достичь запланированных показателей в 2015 году. «В этом году спрос на автомобили будет низким, но для отечественного автопрома в этом можно найти и плюсы. Возможно, те, кто раньше не рассматривал вариант покупки отечественной машины, теперь за неимением больших средств пересмотрят свою позицию и приобретут именно отечественный автомобиль. Плюс программа утилизации будет стимулировать спрос среди тех, кто уже выбрал наш автомобиль. Поэтому достижение поставленных показателей вполне возможно, они рассчитаны уже с учетом кризисной ситуации. В нормальной экономической ситуации можно было бы рассчитывать на более существенный рост», — рассуждает госпожа Кокорева. «Компания (АвтоВАЗ. — „Ъ“) является многолетним лидером продаж легковых автомобилей в стране, и вряд ли в ближайшие годы уступит кому-либо свое первенство. Автомобили из Тольятти будут покупать все равно, спрос на них нулевым не станет. Понятно, что объем продаж ВАЗовских моделей будет зависеть от ситуации в экономике, уровня доходов населения, его готовности покупать товары долговременного пользования, но при прочих равных условиях многие потребители выбирают именно машины АвтоВАЗа, и такая тенденция сохранится», — добавляет Дмитрий Баранов.
По данным пресс-центра завода, АвтоВАЗ в 2014 году произвел 575,1 тыс. автомобилей и сборочных комплектов, из них 386,8 тыс. автомобилей Lada и 133,9 тыс. автомобилей для альянса Renault-Nissan. Продажи автомобилей марки Lada составили 439,1 тыс. штук, что на 17,9 % меньше, чем в 2013 году. Из них в России реализовано 387,3 тыс. автомобилей, отгружено на экспорт 51,7 тыс. Доля АвтоВАЗа на российском рынке по итогам года составила 16,6 %.