Глохнет «двигатель прогресса»
В Саратове наблюдается спад на рынке наружной рекламы
С начала года в Саратове наблюдается спад на рынке размещения наружной рекламы. Об этом „Ъ“ сообщили в администрации города. Сейчас мэрия проводит анализ явления, падение спроса достигло 50 % по сравнению прошлым годом. Крупные рекламные агентства утверждают, что сейчас наблюдается сезонный спад и говорить о каких-то тенденциях можно будет только в марте. Мелкие игроки рынка уже сейчас говорят о критической ситуации.
Как сообщили „Ъ“ в администрации Саратова, в последнее время в городе наблюдается спад на рынке наружной рекламы. «МУП „Городской центр размещения рекламы“ зафиксировал сокращение заказов на размещение рекламных материалов как на билбордах, так и на остановочных павильонах. Предприятие сейчас занимается анализом этого явления», — рассказали в пресс-службе мэрии. По данным городской администрации, у крупных игроков сокращение количества заказов достигло 50 %.
По последним данным, по Саратову размещено 1100 рекламных конструкций (билбордов). До октября 2013 года, когда была утверждена последняя версия схемы их размещения, билбордов было около 1,5 тыс. Тогда архитектурно-строительный совет горадминистрации принял решение сократить на 70 % число рекламных конструкций в историческом центре Саратова: из 400 конструкций было демонтировано 280. Последние принадлежат, как правило, частным рекламным агентствам. МУП «Городской центр размещения рекламы» обслуживает 280 остановочных павильонов, а также рекламные стенды и афишные тумбы.
Всего в Саратове на рынке наружной рекламы работает более 30 компаний, крупнейшие — федеральные компании Russ Outdoor и Gallery (31 % рынка), а также компания «Эстетика» (35 % рынка). Рекламные щиты 6х3 м составляют около 70 % всех городских рекламных конструкций.
Крупные участники рекламного рынка говорят, что по сравнению с декабрем прошлого года ситуация серьезно ухудшилась, но ссылаются на сезонность явления. Директор саратовского РА «Эстетика» Владимир Ракчеев говорит, что действительно спад наблюдается, но делать однозначные выводы по ситуации в январе не стоит. «Из практики, январь и февраль — пустые месяцы, об этом знают все. Сейчас загрузка примерно соответствует аналогичным периодам прошлым годам. Говорить о каких-то тенденциях можно будет только в марте. Я думаю, что спад действительно будет, потому что кризис есть, и от него мы никуда не денемся. В первую очередь проблемы коснутся отечественных производителей товаров и услуг, они не смогут в полной мере обеспечить рекламу своей продукции. Без рекламы у них не будет продаж», — отмечает руководитель РА «Эстетика». Что касается предприятий, которые займутся импортозамещением, то, по его мнению, они появятся на рекламном рынке не раньше, чем через три года.
Вместе с тем, по словам господина Ракчеева, в начале года очень сильно выросла цена на материалы для изготовления наружной рекламы. «Краска, ткани — все очень сильно подорожало, из-за этого выросла и цена на изготовление рекламной продукции. Но на размещение рекламы цена осталась на уровне прошлого года», — отмечает директор рекламного агентства.
Директор департамента корпоративных коммуникаций компании Gallery Оксана Антропова говорит, что спад — прогнозируемое явление и его стоило ожидать в начале года, т. к. рекламодатели только формируют бюджеты.
Более мелкие компании почувствовали экономию со стороны рекламодателя уже сейчас. Так, директор ООО «Аккорд» Антон Чугаев говорит, что в последнее время заказчик стал экономить на материалах. «В первую очередь, наметился спад по качеству, размерам и стоимости конструкций, которые сейчас заказывают. Если раньше старались использовать более качественные дорогие материалы, то сейчас за декабрь-январь мы начали резко откатываться к ситуации где-то двухлетней давности: стали востребованы более дешевые материалы, проекты стали более простыми по своей конструкции», — говорит господин Чугаев. Он объясняет это «невероятным» ростом цен на материалы. «Например, клей, который используют рекламщики, в декабре стоил 240 рублей за упаковку, сейчас — 980 рублей. С чем связан такой рост, мы понять не можем. Даже учитывая колебания доллар-евро, роста в 3–4 раза не было», — говорит Антон Чугаев.
Глава рекламного агентства говорит, что его компания была вынуждена поднять цены на услуги. «Нам приходится раз в три дня мониторить цены, обзванивать всех поставщиков. В конце декабря — начале января был период, когда поставщики отказывались отпускать материалы, поскольку им проще было „сидеть на товаре“, чтобы затем поднять цену. Сейчас поставки возобновились, но стоимость материалов катастрофическая», — отмечает он.