От общего к крупному
Антикризисная поддержка банков избавит от проблем не всех
Как и предполагал "Ъ", антикризисные предложения Минэкономики для финансового сектора в их финальной версии заметно изменились по сравнению с первыми наработками. Вместо радикального смягчения регулирования банкам предлагается рефинансировать внешние долги хороших заемщиков по внешним же ставкам, а плохие — отдавать на оздоровление ВЭБу или складировать в банк плохих активов. Таким образом, антикризисные акценты сместились со всего рынка на крупные банки и системообразующие компании.
Серьезные изменения план антикризисных мер, разработанных Минэкономики в выходные (см. "Ъ" от 19 января), претерпел после прошедшего в понедельник совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева. Предложения в области финансов (о прочих предложениях см. стр. 2 и 9), изначально концентрировавшиеся на радикальном ослаблении банковского регулирования, теперь вообще не затрагивают эту тему. Соответственно, больше не предлагается отказ от "Базеля-2" и "Базеля-3", поблажки по коэффициентам риска для отдельных категорий заемщиков и видов кредитов. Как ранее сообщал "Ъ", эти идеи из-за их дезорганизующего эффекта на банки и нерыночности части предложений не поддерживали в ЦБ.
Вместо регуляторных послаблений Минэкономики теперь предлагает крупнейшим банкам дать денег из ФНБ (в плане прямо упоминаются ВТБ на 150 млрд руб. и Газпромбанк на 100 млрд руб., Сбербанк денег не просил), обязать их на эти средства кредитовать приоритетные отрасли реального сектора не менее чем на 1% прироста кредитного портфеля в месяц, а также придумать, как рефинансировать внешние долги хороших российских заемщиков из числа системообразующих предприятий силами российских уполномоченных банков на докризисных условиях. Среди других новых предложений — выделить ВЭБу 300 млрд руб. на санацию проблемных системообразующих предприятий, а для остальных заемщиков на случай невозможности обслуживать кредиты создать банк плохих активов.
Несмотря на то, что не все меры согласованы всеми заинтересованными ведомствами (в частности, против банка плохих активов выступал замминистра финансов Алексей Моисеев), у этой версии антикризисного плана есть большие шансы сохраниться в неизменном виде. Минэкономики вчера завершило разработку проекта документа и передало его в аппарат правительства, изменения в нем до утра мог вносить курирующий тему первый вице-премьер Игорь Шувалов. По данным "Ъ", совещание правительства с президентом по экономическим вопросам, где главе государства и будет представлен документ, назначено на 21 января.
Банкирам очевидно: теперь меры поддержки сконцентрированы на крупнейших игроках как в банковском, так и в реальном секторе, небольшим по сути предлагается выживать, кто как сможет. "Новые меры затронут лишь банки, кредитующие экспортеров и системообразующие предприятия, то есть ТОП-10, в то время, как смягчение регулирования, от которого в итоге отказались, коснулось бы всех", — отмечает собеседник "Ъ" в банке из топ-10. В теории остальным может помочь создание банка плохих активов, но вряд ли это случится раньше, чем через полгода, рассуждает другой собеседник "Ъ" в банковском секторе: "Непонятно и то, насколько большим будет этот банк". К рефинансированию валютных зарубежных кредитов крупных заемщиков по докризисным ставкам у банкиров тоже возникли вопросы. "Эта идея может быть рабочей, если по новым кредитам ставки все же будут сопоставимыми не с докризисными, а с актуальными для заемщиков на западе на данный момент", — отмечает вице-президент ФБК Алексей Терехов.
По сведениям "Ъ", не всем проблемным компаниям будет доступна и санация через ВЭБ. В частности, выделяемые 300 млрд руб. не планируется пускать на оздоровление "Мечела", одного из самых проблемных заемщиков для крупнейших банков, говорит источник "Ъ", близкий к ВЭБу. По его словам, не попадут под санацию и те компании, у которых сейчас есть лишь потенциальный риск утратить устойчивость. "В случае с санацией компаний ВЭБом речь идет лишь о старых договоренностях и проектах по господдержке", — уверяет он, приводя в пример концерн "Тракторные заводы" (100% за долг в 15 млрд руб. перешло ВЭБу, у прежних собственников опцион до 2017 года), а также соглашение с АвтоВАЗом (в декабре договорились о кредите на 45 млрд руб.). Кроме того, средства ФНБ нужны самому ВЭБу, который кредитовался в валюте "по другому курсу", отмечает он.