«Я хочу, чтобы их всех посадили»
По делу бывших автозаводских полицейских допросили потерпевшего
В Автозаводском районном суде Нижнего Новгорода продолжилось рассмотрение резонансного уголовного дела в отношении бывшего заместителя начальника отдела полиции №1 Владимира Самсонова и пятерых его подчиненных. Их обвиняют в превышении служебных полномочий и пытках задержанных в 2012 году. Вчера был допрошен один из главных потерпевших — Низами Гасанов, который рассказал, что полицейские его пытали, добиваясь явки с повинной и признания в угоне автомобилей. В свою очередь подсудимые и их защитники, полностью отрицающие обвинения, пытались доказать, что потерпевший связан с автоугонщиками, но не признает этого.
Напомним, на скамье подсудимых оказались бывшие сотрудники отдела полиции №1 Автозаводского района Нижнего Новгорода: заместитель начальника отдела Владимир Самсонов, начальник уголовного розыска Сергей Алимов, его заместитель Иван Вечканов, оперативники Евгений Теленков, Сергей Николаев и Андрей Баландин. Все они обвиняются в совершении преступлений по ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»), а также, кроме Андрея Баландина, по ст. 139 УК РФ («Нарушение неприкосновенности жилища»). Согласно материалам дела, они, добиваясь признательных показаний, пытали Низами Гасанова и Эльшана Заманова. Кроме них потерпевшими признаны родственники Низами Гасанова, которые пожаловались на незаконное проникновение полицейских в дом. Бывшие оперативники вины не признают, настаивая на том, что действовали в рамках закона, пытаясь пресечь деятельность банды автоугонщиков.
Судебное заседание началось со свободного рассказа Низами Гасанова. Время от времени заглядывая в блокнот, он сообщил, что 2 марта 2012 года в его дом на пр. Молодежном «ворвались» пять-шесть человек в гражданском. «Они не представились, не предъявили никаких документов. Заставили всех замолчать, забрали телефоны, вещи из карманов, после чего отвели меня в другую комнату», — рассказал потерпевший. По словам Низами Гасанова, сначала его избили и заставили расписаться в том, что он не имеет претензий к обыску, Сергей Алимов и Иван Вечканов, а затем еще раз избили Евгений Теленков и Сергей Николаев. «У моей мамы пропал пакет с 159 тыс. руб., и я им сказал, что буду жаловаться. Тогда Николаев ударил меня рукой по затылку, а когда я упал, начали бить по рукам и ногам», — рассказал потерпевший. Уже в отделе полиции, куда его позже доставили, избиение продолжилось. «Они хотели, чтобы я признался в угоне автомобиля ВАЗ-2107, который принадлежал моему другу Тимуру», — пояснил Низами Гасанов, добавив, что в итоге, после того как ему трижды надевали на голову пакет, он написал явку с повинной. На следующий день он отказался от показаний, но передумал, когда Владимир Самсонов «пообещал изнасиловать и подбросить наркотики». Когда Низами Гасанов начал перечислять, что вывезли полицейские из его дома (автомобильные двигатели, запчасти, бензопилы, сварочные аппараты, шуруповерт, приправы, масло, сахар, перчатки, штаны), в зале раздался смех. В конце своего выступления потерпевший сообщил, что после пыток не мог работать «от одного до трех месяцев». «Вот врет!», — опять послышался шепот с задних рядов.
Подсудимые и их защитники пытались поставить показания потерпевшего под сомнения. Так, Владимир Самсонов спросил, сколько всего на участке Гасанова было автомобильных двигателей и кому они принадлежали. Потерпевший ответил, что не помнит. Подсудимый Алимов поинтересовался, знаком ли потерпевший с Рамином Магиратовым, который был осужден за кражу автомобилей и номер которого оперативники обнаружили в мобильнике Низами Гасанова. Тот ответил, что не знаком. «Как ворованные автомобили появились на вашем участке? И кто такой Тимур? Как его фамилия? Где он живет?», — подхватил адвокат Александр Нестеров. Первый вопрос суд отклонил как неприемлемый, а на второй потерпевший не смог ответить. «Почему каждый раз, когда вы видите кого-то из нас, вы с издевкой спрашиваете: „Вас еще не посадили?“. Почему хвалитесь, что на вас все работают? Почему моральный ущерб оценили в 12 млн руб.? Что у вас за работа?», — спрашивал Иван Вечканов. На все вопросы потерпевший ответил только, что зарабатывает покупкой и перепродажей разбитых автомобилей.
Адвокат Евгений Губин Низами Гасанова в свою очередь спросил его, какого наказания заслуживают подсудимые. «Я хочу, чтобы их всех посадили. Всех, кто меня бил, унижал, опозорил перед родственниками, телевидением», — заявил тот. В зале раздался недовольный гул.
Допрос длился около трех часов. Его итогами остались довольны обе стороны разбирательства: защита обвиняемых уверена, что вопросами ей удалось поставить под сомнения показания потерпевшего, представители Низами Гасанова — в том, что они не дали «утащить разбирательство на посторонние темы».
Процесс продолжится 29 января.