Правила игры
в равнение на "Яндекс" уточняет корреспондент отдела "Потребительский рынок" Роман Рожков
Опубликованный вчера пресс-релиз онлайн-ритейлера "Юлмарт" вызвал неподдельный интерес. Компания торжественно сообщила, что "в силу падения рубля и резкого снижения стоимости отечественных участников рынка" "Юлмарт" стал самым большим интернет-бизнесом в России, опередив лидера предыдущих лет — "Яндекс". В качестве доказательства ритейлер привел предварительный показатель собственного оборота продаж в 2014 году, включая НДС,— $1,3 млрд.
Надо сказать, что пока "Яндекс" еще не публиковал годовую выручку. Мы знаем только показатель за 2013 год — $1,2 млрд. Аналитик "Открытие Капитала" Александр Венгранович допускает, что по итогам 2014 года выручка "Яндекса" будет меньше, чем у "Юлмарта". "Яндекс" получает выручку в рублях, который просел к доллару, следовательно, валютная выручка сократится. Сам поисковик подведет итоги года в феврале. Предварительные результаты в компании традиционно не раскрывают, отмечая, что сравнение с "Юлмартом" некорректно.
Возможно, это и так. Как известно, главный продукт "Яндекса" — интернет-поиск, а не торговля в онлайне. И выручка, которую получает поисковик, приходит, прежде всего, от контекстной рекламы, а не от продажи товаров. Если бы теннисист Роджер Федерер заявил, что выиграл в финале турнира "Большого шлема" у хоккеиста Ильи Ковальчука, то показалось бы странным, что они вообще играли в одной лиге.
В интернете такое происходит уже не в первый раз. В октябре 2013 года именно так сделал московский департамент по конкурентной политике. Тогда подведомственный ему интернет-портал поставщиков из малого бизнеса для госзакупок обогнал по числу поставщиков товаров и услуг "крупнейшую московскую торговую интернет-площадку" "Яндекс.Маркет". На тот момент на государственном портале было 9,741 тыс. поставщиков, а у "Яндекс.Маркета" — 9,178 тыс. Сейчас уже трудно понять, какой логикой руководствовались чиновники, сравнивая цифры "из разных опер". Поставщики на столичном портале объединены тем, что хотят продать товары и услуги государству. А "Яндекс.Маркет" не что иное, как доска платных рекламных объявлений.
Впрочем, и "Юлмарт", и чиновников можно понять. "Яндекс" — одна из немногих российских компаний, которая была создана без поддержки государства, получившая признание как в России, так и за рубежом. Многим компаниям было бы приятно просто оказаться рядом с "Яндексом" хотя бы на одной строчке, через запятую. А если вообразить турнир и выиграть в чем-то у "Яндекса", то появляется большой соблазн сообщить о победе всем вокруг. Ни "Юлмарту", ни чиновникам удержаться от этого соблазна не удалось.