Нестандартная наружность
Три четверти рекламных конструкций Омска демонтируют из-за несоответствия ГОСТу
Областные власти согласовали большинство из предложенных мэрией схем размещения рекламных конструкций вблизи центральных магистралей Омска. Теперь количество билбордов в центре города и доходы муниципального бюджета от сдачи их в аренду сократятся более чем в четыре раза. Рекламное сообщество заявляет, что такой подход полностью уничтожит легальный рынок, оборот которого составляет порядка 400 млн руб. в год, и даст новый толчок к расцвету нелегального. Эксперты и участники рынка полагают, что в условиях жесточайших дефицитов бюджетов омские власти необоснованно лишают казну серьезных доходов.
Вчера областная межведомственная комиссия при региональном министерстве имущественных отношений рассмотрела схемы размещения рекламных конструкций на центральных магистралях города, представленные администрацией Омска. Всего, согласно планам мэрии, на проспектах Мира и Карла Маркса, улице Красный Путь, Иртышской набережной и бульваре Архитекторов планируется разместить 156 конструкций. Сейчас на этой территории, по данным чиновников, располагается 676 конструкций. Как сообщила на заседании комиссии начальник управления рекламы департамента имущественных отношений администрации Омска Елена Карпова, в данный момент аренда конструкций на центральных магистралях приносит в муниципальный бюджет порядка 13,2 млн руб. в год, после согласования схемы доход города упадет до 3 млн руб. От реализации права аренды данных конструкций на срок от пяти до десяти лет администрация рассчитывает выручить дополнительно свыше 6,8 млн руб.
Согласно изменениям федерального закона «О рекламе», с начала 2015 года муниципалитеты имеют право выдавать разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций только на основании согласованной субъектом федерации схемы. Основным критерием при составлении схемы, согласно которому чиновники принимают решение о демонтаже или согласовании места размещения конструкции, стал ГОСТ «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений», действующий с сентября 2005 года. Об обязательном его применении омским участникам рынка наружной рекламы сообщили в 2012 году, когда в суды стали массово поступать иски от прокуратуры к бизнесменам с требованиями демонтажа рекламных конструкций, которые стоят не по ГОСТу.
В судах рекламисты поясняли, что ГОСТ носит рекомендательный характер, а многие из спорных конструкций были поставлены задолго до его принятия. Однако судьи выносили решения в пользу надзорного органа, после чего спорные конструкции демонтировались. Бизнесмены забили тревогу, предупреждая, что слепое следование ГОСТу сократит местный рекламный рынок до 5% и ударит в том числе по городскому бюджету. По данным муниципальных властей, от размещения наружной рекламы бюджет Омска получает порядка 40 млн руб. доходов в год. По оценкам участников, годовой объем местного рынка наружной рекламы составляет порядка 400 млн руб. Около 40% рынка наружной рекламы контролируют ЗАО «Компания СТА», ООО «Рекламные технологии» (ТМ «Дизайнмастер») и ООО «Компаньон-РФ».
В процессе обсуждения обнародованной мэрией схемы представитель Омской торгово-промышленной палаты Александр Бачинский (по данным „Ъ“, контролирует ЗАО «Компания СТА») предложил ее дополнить еще 22 площадками для установки рекламных конструкций. По его словам, их размещение не будет противоречить ГОСТу. «Также мы предлагаем сделать экспертное заключение о влиянии рекламных конструкций по проспекту Мира на жизнь и безопасность граждан, и если при существующем размещении конструкций угроза жизни и безопасности отсутствует, то использовать ГОСТ рекомендательно. До этого схему размещения конструкций по проспекту Мира, предполагающую общее сокращение конструкций с 167 до 24, а конструкций размером 3х6 метров с 51 до двух штук, отложить», — пояснил господин Бачинский.
В результате комиссия единогласно проголосовала за шесть из восьми схем, предложенных городскими властями. Две схемы были отклонены из-за замечаний представителя ГИБДД, который потребовал один рекламный щит исключить, а один перенести.
После заседания представители мэрии назвали утвержденные схемы «нормальным компромиссным вариантом». «Схемы разрабатываются в соответствии с законодательством, максимально учитывая интересы города, общества и рекламного сообщества», — заявил „Ъ“ заместитель директора департамента имущественных отношений администрации Омска Николай Костяков.
Участники рынка уверены, что нынешний подход чиновников «не оставляет от бизнеса ничего». «Мы ведем переговоры с мэрией о том, чтобы провести экспертизу для нескольких улиц, а не только для проспекта Мира, чтобы в итоге ГОСТ применялся в обязательном порядке только в случае угрозы безопасности. Надо понимать, что если в семь-восемь раз урезать бизнес, от него ничего не останется», — заявил Александр Бачинский.
«Для бизнеса наружной рекламы ключевыми являются конструкции 3х6 метров, за счет которых делаются основные продажи, а их в согласованной схеме практически не осталось. Это приведет к уничтожению легального рынка и расцвету нелегального, который и сейчас занимает значительную его часть. Для борьбы с этим рынком делается крайне мало, а на демонтаж всех незаконно стоящих конструкций у города нет средств, что открывает широкое поле для коррупции», — соглашается совладелец ООО «Компаньон-РФ» Егор Сусликов. По его данным, из 15 тысяч конструкций в Омске две трети стоит незаконно.
Эксперты прогнозируют, что без активной позиции местных властей от местного рынка наружной рекламы «практически ничего не останется». «Есть неофициальная рекомендация сверху о том, что не нужно жестко выдерживать все требования ГОСТа. И в некоторых городах восприняли именно такой подход, как, например, в Москве и Петербурге. Если бы там власти жестко следовали всем требованиям, прописанным в ГОСТе, наружная реклама практически бы исчезла, как это произошло в Калуге», — сказал гендиректор исследовательской компании «Эспар-аналитик» Андрей Березкин. По его данным, в отдельных городах чиновники отказались от наиболее «убийственной» нормы, регламентирующей определенное расстояние рекламной конструкции от проезжей части.