Издатели надеются на интернет
Продажам электронных книг в России прогнозируют рост
Российский рынок электронных книг, достигший по итогам 2014 года 950 млн руб., в 2015 году может вновь почти удвоиться в объемах, рассчитывают продавцы. Развитию рынка в сложной экономической ситуации может помочь сравнительно низкая цена книг по сравнению с другим электронным контентом, надеются они.
По итогам 2014 года объем рынка книг в электронном формате в России вырос до 950 млн руб. по сравнению с 500 млн руб. в 2013 году, оценили в компании «ЛитРес», управляющей одноименным онлайн-магазином и принадлежащей издательству «Эксмо» и интернет-компании Ozon. Ранее рост оборота также был практически двукратным: в 2012 году объем продаж электронных книг достигал 260 млн руб.
Несмотря на ситуацию в экономике, в 2015 году рост не замедлится, рассчитывают в компании, прогнозируя увеличение оборота на 80–100%. По мнению гендиректора «ЛитРеса» Сергея Анурьева, в 2015 году развитие рынка будет обусловлено низкой стоимостью книги как источника развлечений по сравнению с другими формами досуга. Кроме того, расширение антипиратского закона на рынок электронных книг стимулирует пользователей к их легальному скачиванию, тогда как, по данным консалтинговой компании J`son & Partners Consulting, еще на конец 2013 года за контент не платило около 90% пользователей электронных ридеров. «Каждый год рост рынка электронных книг базируется на разных факторах. Когда-то это был резкий рост предложения — ассортимент рос на 100–200% в год, затем был рост канала мобильных приложений и прочие факторы»,— считает господин Анурьев.
При этом, как сообщал ранее “Ъ”, доля российских пользователей интернета, потребляющих некоторые виды цифрового контента, по данным Synovate Comcon, сократилась во втором полугодии 2014 года. Так, доля онлайн-пользователей, скачивающих и читающих электронные книги, снизилась сразу на 5 процентных пунктов к уровню первого полугодия — до 71%. Это компенсировалось ростом среднего уровня расходов: во втором полугодии каждый пользователь, платящий за контент в интернете, тратил в среднем 612 руб. за три месяца, что на 10% больше показателя января—июня.
Общий объем книжного рынка в России в 2014 году стагнировал: по данным отчета журнала «Книжная индустрия», его объем без учета бюджетных закупок должен был остаться на уровне 2013 года, то есть около 50,4 млрд. В 2015 году прогнозировалось сокращение рынка на 3,3%.
Почему каждый пользователь интернета должен платить правообладателям
Российскому союзу правообладателей, совет которого возглавляет Никита Михалков, похоже, так понравилось собирать по 1% с продаж всех аудио- и видеоустройств, что теперь у него еще более смелая идея фактически налога на интернет: 25 руб. в месяц за каждое подключение. Если сбор одобрят, союз за год соберет больше, чем российские продавцы кино и музыки в интернете за всю историю индустрии. Читайте подробнее