Следователь защитился детектором лжи
Депутат Госдумы и замгенпрокурора не повлияли на решение СКР
Как стало известно "Ъ", СКР хватило одного дня, чтобы провести повторное расследование по уголовному делу в отношении бывшего начальника главного следственного управления (ГСУ) ГУ МВД по Москве Владимира Морозова и снова прекратить его за отсутствием состава преступления. Ранее аналогичное постановление следователя было отменено Генпрокуратурой, не ставшей даже изучать материалы СКР.
Новое расследование по уголовному делу было начато ГСУ СКР 16 января и в тот же день завершено. Как и в прошлый раз, формулировка осталась прежней — уголовное преследование ныне находящегося на пенсии Владимира Морозова прекращено "за отсутствием в его действиях состава преступления", предусмотренного ст. 285 УК (злоупотребление должностными полномочиями).
Отметим, что, вынося постановление, следователь опирался на показания ранее допрошенных руководителей как столичной полиции, так и МВД, включая бывшего начальника следственного департамента министерства Юрия Алексеева и нынешнего начальника ГСУ ГУ МВД по Москве Наталью Агафьеву. Кроме того, показания давали оперативники МВД, а сам Владимир Морозов даже успешно прошел проверку на полиграфе. В результате никаких данных о его причастности к злоупотреблениям найдено не было.
Однако поскольку инициировавший уголовное дело генерала зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн упомянул в публикациях о возможной причастности бывшего начальника ГСУ к получению взяток (ст. 290 УК), следствие проверило и эти факты, которые также не подтвердились.
По изначальной версии следствия, в 2013 году генерал Морозов при подготовке празднования 50-летия образования органов следствия подписал письмо на имя гендиректора Московского международного дома музыки с просьбой оказать содействие, предоставив в аренду помещения. Как пояснял тогда официальный представитель СКР Владимир Маркин, договор аренды помещений был заключен с автономной некоммерческой организацией "Центр интеллектуальной собственности "Группа ВИЮР"". При этом, как считало следствие, генерал Морозов знал, что 5 млн руб., которые эта организация вложила в праздник, принадлежали фигурантам уголовного дела о хищении, которое расследовалось ГСУ. По версии следствия, руководство ГСУ знало, что ВИЮР представляла интересы этих лиц в арбитраже. Позднее генерал Морозов якобы способствовал прекращению уголовного дела о хищениях.
Но в ходе расследования СКР выяснилось, что ВИЮР вложила в праздник как спонсор гораздо меньше денег и только в виде благотворительности. Другие же средства поступили из благотворительных фондов, включая руководимый Иосифом Кобзоном фонд "Щит и лира", организовавший бесплатное выступление на празднике звезд эстрады. А связи между бывшим начальником ГСУ и фигурантами дел СКР не нашел.
Сам генерал связывал уголовное дело с результатом давнего конфликта с Александром Хинштейном. По данным "Ъ", в материалах дела имеются указания на то, что еще в мае 1999 года Владимир Морозов, будучи следователем, возбудил в отношении будущего депутата уголовное дело за использование подложного удостоверения милиционера, которое впоследствии было прекращено. Адвокат Владимира Морозова Павел Лапшов заявил "Ъ", что считает решение СКР "законным и обоснованным".
Копия нового постановления о прекращении дела в отношении господина Морозова направлена заместителю генпрокурора Владимиру Малиновскому. Напомним, что именно он вынес в декабре прошлого года решение об отмене закрытия предыдущего расследования. Как сообщал "Ъ", тогда представитель ГП посчитал, что следователь СКР выполнил не все необходимые следственные действия — в частности, не допросил депутата Хинштейна. Впрочем, в СКР и на этот раз посчитали, что "оснований для допроса не установлено", а изложенные депутатом доводы являются субъективными и основанными на догадках.
Сам господин Хинштейн заявил "Ъ", что он не знал о новом прекращении дела генерала, пообещав добиться через Генпрокуратуру нового расследования.