"Маленькие слабости стали обходиться сладкоежкам слишком дорого"

Специальный проект "Навстречу кризису"

Цены на продукты в российских магазинах выросли от 10 до 150%. Такие данные привела Генпрокуротура, которая начала мониторить рынок в августе, после введения эмбарго на некоторые виды продукции. Подробнее — в материале Светланы Беловой.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

"Коммерсантъ FM" исследует ситуацию в разных секторах российского бизнеса, чтобы узнать, с какими трудностями столкнулись предприниматели и что они делают для того, чтобы не просто удержать, но и развить свое дело в эти сложные времена. Прямо сейчас — о производителях продуктов питания.

Подорожали даже позиции, которые имеют российское происхождение, например молоко, подсолнечное масло, картофель, капуста, гречка. Производители ссылаются на объективные причины — дороже стало содержание цеха. Например, производители колбасных изделий хвалятся тем, что еще осенью смогли оперативно разработать некоторые компоненты, не хуже тех, что раньше закупали в Европе, но за зиму их себестоимость сильно выросла. Соответственно, подорожал и конечный продукт, пояснил вице-президент Ассоциации производителей и реализаторов мясо-молочной и рыбной продукции Илья Завельский.

"Например, оболочка для колбасы заказывалась за рубежом. Но есть сейчас отечественные производители оболочки, мы им дали необходимые рекомендации, как улучшить качество продукции, и сейчас она практически сравнялась по качеству с импортной. Мы даже перешли на отечественную, это что касается оболочки. Другое дело, что все дорого. Давайте возьмем, например, завод мясо-молочный, который производит эту оболочку: он находится в центре Москвы, он платит арендные платежи за землю, они увеличились, условно говоря, электроэнергия увеличивается, налоги на помещение, на имущество увеличиваются. Все это, в конечном итоге, закладывается в конечную стоимость продукта, и он дорожает", — рассказал "Коммерсантъ FM" Завельский.

Мясоперерабатывающая промышленность сейчас считается оплотом программы импортозамещания. За последние полгода объемы производства выросли на 8%. В абсолютных цифрах это около 15 тонн готового продукта ежедневно. Базовыми мясными продуктами россияне обеспечены, не хватает на прилавках разве что европейских деликатесов. А отечественные сыроделы смогли скопировать даже некоторые итальянские сыры, например, рикотту, маскарпоне и моцареллу. Так на брянском заводе "Сыр Стародубский" выпускают 1,2 тыс. единиц продукции в час. Причем, категория так называемых свежих сыров доходит до покупателя действительно свежей, не теряя времени на транспортировке, растаможке, складском хранении. Окупить новую линейку удалось всего за три месяца, сообщила бренд-менеджер проекта Lattesco Наталья Мокроусова.

"Поскольку на данном предприятии уже был цех высокого уровня по производству мягких сыров, для нас это не было так сильно затратно. Мы просто усовершенствовали данную линию, мы перешли на сырье более высокого качества, высокого качества молоко и, используя все ресурсы, которые были уже на данном предприятии, вывели на премиальный уровень сегмент мягких сыров", — пояснила Мокроусова.

В отчаянном положении оказались предприятия, работающие на импортном материале. Прежде всего, это касается кондитерских цехов. Из-за ослабления курса рубля некоторые компоненты в декабре подорожали почти на 50%, отметил сооснователь компании Candyam.ru, которая производит эксклюзивные пирожные макарон, Никита Лесовский.

"У нас несколько компонентов, например, шоколад, мука, красители у нас немецкие. Миндальная мука — это один из основных наших ингредиентов. Она выросла на 45%", — подчеркнул Лесовский.

Маленькие слабости стали обходиться сладкоежкам слишком дорого. Например, в мастерской "Торт Шредингера" раньше при заказе торта за килограмм брали 2 тыс. руб., а сейчас уже 2,5 тыс. Руководитель кондитерской Антон Рыбалко пояснил причину.

"Мы закупаем итальянскую мастику "Принцесса" для лепки. В нее входят ингредиенты, какие — это их секрет. Не повторишь их рецепт — не получишь того качества. На удивление, для обтяжки мы нашли мастику турецкую, она тоже очень хорошего качества, сейчас она тоже чуть поднялась в цене, но хотя бы на 10%, а не на 25%, как европейская. Даже российские производители, что странно, начали на свои товары повышать цены, например, мастика для тортов есть, называется "Топ-продукт", раньше она стоила гораздо дешевле, а сейчас цена подскочила на 25% точно", — рассказал Рыбалко.

Кстати, и Турция не всегда оказывается надежным партнером. В прошлом году, например, подвела с орехами. Страна поставляет на мировой рынок три четверти всего потребления, но 2014-й из-за погоды стал неурожайным. Оптовые цены на фундук выросли на 80%.

Вся лента