"Коррекция на рынке нефти в сторону повышения созрела"

Нефть подорожает до $80 за баррель к началу следующего года. Об этом сообщается в аналитическом отчете агентства Moody’s. Эксперты также ожидают, что к 2018 году нефтяные котировки достигнут $100 за баррель. Рост цен на сырье начнется уже с середины этого года, как только американские компании сократят инвестиции в добычу. Независимый эксперт Дмитрий Лютягин обсудил тему с ведущим Петром Косенко в эфире "Коммерсантъ FM".

Фото: Vincent Kessler/Files , Reuters

— Вы согласны с этим прогнозом? Последнее время очень много разговоров идет относительно того, какими будут цены на нефть в обозримой краткосрочной перспективе, и разброс мнений абсолютно разный. Кто-то говорит про $25 за баррель, кто-то говорит о том, что мы вернемся к $100 за баррель. Ваше мнение? Moody's дает какие-то реальные оценки?

— Безусловно, коррекция на рынке нефти в сторону повышения созрела. Если посмотреть на ту динамику, которую мы наблюдаем в последние семь месяцев, то это безостановочное ежемесячное падение цен на нефть. Грубо говоря, тот уровень, который сейчас есть, — это уровень, от которого можно сделать нормальную техническую коррекцию вверх на 30-35%. Это где-то уровень в районе $60-65 за баррель, и уже с этого уровня, основываясь на том фундаменте и на тех фундаментальных показателях снижения сервисных услуг Соединенных Штатов или снижения количества буровых установок, работающих именно на сланцевой нефти, то есть тот фундамент, который будет подтверждать, что объемы добычи нефти в Соединенных Штатах на сланце будут снижаться в ближайшее время.

— Что, по-вашему, будет оказывать решающее, ключевое влияние в ближайший год на динамику нефтяных цен? Это будут Соединенные Штаты со сланцем, либо это все-таки будет ОПЕК с объемами добычи?

— Я не думаю, что ОПЕК будет оказывать сильное давление, то есть пока время придет к их очередному заседанию, скорее всего, уже какие-то фундаментальные факторы в тех же самых Соединенных Штатах сработают. Мы увидим постепенное снижение предложения на рынок именно со стороны тех же самых Штатов или же дорогих шельфовых проектов где-нибудь на северных морях или в том же самом мексиканском и бразильском шельфе.

— Сколько, по-вашему, времени потребуется для того, чтобы произошел этот передел на рынке нефтедобычи, чтобы цены начали корректироваться в сторону повышения?

— С точки зрения корректировки цен если говорить, то это в любом случае будет ожидание, то есть инвесторы будут или, грубо говоря, игроки будут ожидать этих изменений и закладываться уже заранее в них. То есть это будет за квартал, за четыре месяца до того, как статистика начнет выступать. Сама статистика или сами изменения, я полагаю, могут произойти ближе к концу лета текущего года, потому что когда нефть начала снижаться, на те, по крайней мере, продуктивные скважины, которые уже сейчас работают на сланце, на них должна начаться падающая добыча или должен уменьшиться дебет этих скважин. Это произойдет где-то через девять месяцев, 12 месяцев после их ввода.

— То есть то, что Moody's говорит, что конец нынешнего, начало следующего года — это реальные сроки, о которых можно говорить, правильно?

— Я думаю, да. Даже может чуть раньше начаться.

— Как вам кажется, все-таки дно цен на нефть пройдено на сегодняшний момент или, что называется, нам еще снизу постучат?

— Необходима коррекция вверх. Она, скорее всего, состоится даже именно от того уровня, который мы сейчас уже достигли. Когда она дойдет до $60 за баррель, тогда, возможно, будет. Все будет зависеть от фундаментальных факторов, но я думаю, что там будет очень серьезная волатильность на этом уровне, и, возможно, будем уходить и вниз, и вверх. Надо будет смотреть по фундаментальным факторам.

Вся лента