"Совершенно правильно давать льготы отечественным заводам-изготовителям"

Власти поддержат автопром рублем. Производители легковых автомобилей получат 60% средств от проекта утилизации. Всего планируется выделить на него 10 млрд руб. Однако собеседники "Коммерсантъ FM" отмечают, что существующая схема обновления автопарка требует существенных изменений.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Производители легковых авто получат 60% средств от утилизации. Об этом пишет газета "Ведомости" со ссылкой на источники в автоконцернах. Оставшиеся 40% уйдут производителям коммерческого транспорта. Всего же на продолжение госпрограммы обновления автопарка в 2015 году выделено 10 млрд руб. На местах деньги будут поделены между компаниями с учетом доли в общем выпуске в России в прошлом году.

Последний этап программы утилизации прошел в России в сентябре-декабре 2014 года. Компании давали скидки от 40 до 350 тыс. руб. на покупку нового автомобиля в зависимости от типа транспортного средства и схемы сдачи старой машины — в утилизацию или по схеме trade-in. Всего, по данным Минпромторга, в 2014 году по программе обновления автопарка было продано 188,178 тыс. автомобилей различных типов. В 2014 году по 2 млрд руб. приходилось на АвтоВАЗ, КамАЗ, группу ГАЗ и Sollers. Еще 2 млрд были распределены между остальными участниками. Больше всего по программе утилизации продал АвтоВАЗ. По итогам года в топ-5 также вошли "КИА Моторс Рус", УАЗ, "Фольксваген Груп Рус" и группа ГАЗ.

По мнению экспертов, в этом году из-за ожидаемого сильного падения рынка, минус 24% по прогнозу Ассоциации европейского бизнеса, а также роста цен на автомобили из-за девальвации рубля, эффект от программы будет заметно меньше. Несмотря на это, российский автопром все равно останется в плюсе, отметил координатор общественного проекта "Движение" Андрей Орел. Однако, по его словам, стоит внимательнее отслеживать сам процесс утилизации автомобилей.

"Рынок отечественных машин оживился, после того как в первый раз провели эту программу. Многие люди воспользовались. Недовольных я не слышал, не видел. Небольшие плохие стороны этого вопроса — когда машины, которые должны были быть утилизированы, стали появляться на дорогах нашего города. Этот момент, конечно, непонятный, неприятный, даже опасный. В принципе, программа интересная. Совершенно правильно давать помощь и льготы отечественным заводам-изготовителям", — отметил Орел.

По данным "Ведомостей", в этом году АвтоВАЗ может получить меньше 1,5 млрд руб. У этой госпрограммы есть и очень большой минус, считает председатель "Движения автомобилистов России" Виктор Похмелкин.

"Это никакая не программа утилизации. На самом деле это плохо скрываемая программа поддержки отечественного автопрома. Здесь есть большой и серьезный изъян: почему за счет наших денег, за счет денег налогоплательщиков поддерживать определенную отрасль промышленности? Если бы это не было связано с бюджетными деньгами, то я бы сказал, что хорошо, ради бога, есть определенные стимулы. Но деньги берутся из бюджета, и деньги немалые. При другом раскладе, может быть, наши потребители по-другому вели себя. Конечно, это все требовало бы очень много лет, более серьезного и качественного обсуждения", — пояснил Похмелкин "Коммерсантъ FM".

Согласно данным СМИ, Минпромторг просит выделить еще 10 млрд руб. на расширение программы утилизации в этом году. Итоги реализации программы в 2014 году показали, что этой суммы может хватить только на квартал.

Екатерина Габелева

Вся лента