"Балтийский СПГ" вышел на старт
Газ будут сжижать в Усть-Луге
Председатель правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер выбрал площадку для строительства завода по сжижению газа "Балтийский СПГ". Ей станет морской порт "Усть-Луга", который монополия предпочла другим северным площадкам Финского залива. При этом в случае Усть-Луги необходимо строить новую ветку газопровода длиной около 360 км от газораспределительной станции в Волхове, чтобы газ попал на завод. Это станет для "Газпрома" дополнительной инвестиционной нагрузкой, но, с другой стороны, "Балтийский СПГ" получит клиентов под боком — среди промышленных предприятий, которые также будут построены в порту.
Вчера на совещании в центральном офисе "Газпрома" было принято решение о том, что "Балтийский СПГ" будет построен в районе морского порта Усть-Луга. Помимо этой площадки, "Газпром" рассматривал еще два варианта на севере Финского залива — рядом с портами Высоцк, Выборг и Приморск. Их преимущества — в непосредственной близости к магистральному газопроводу между Россией и Германией, проходящему по дну Балтийского моря (Nord Stream — "Ъ"). Чтобы газ попал в Усть-Лугу, необходимо провести новую ветку газопровода длиной около 360 км от газораспределительной станции в Волхове. Речь идет о перекачке 16 млрд кубометров, которые будут поступать из Единой системы газоснабжения России. Вероятно, строительство новой ветки увеличит инвестиции в проект. Пока они еще не утверждены, но ожидаемый уровень составляет $5 млрд (исходя из стоимости аналогичного проекта "Газпрома" — "Сахалин-2").
С другой стороны, "Газпрому" выгодна площадка в Усть-Луге, так как газ "из трубы" можно сразу продавать предприятиям, находящимся поблизости с портом. Еще в феврале прошлого года губернатор Ленобласти Александр Дрозденко заявлял, что там планируется построить промышленную зону площадью 4 тыс. га, где разместятся до шести нефтеперерабатывающих и газохимических комплексов. По подсчетам "Ъ", потенциальным потребителям газа в районе Усть-Луги может потребоваться до 7 млрд кубометров газа. Власти Ленобласти также гарантированно поддержат выбор монополии: с учетом того, что долги управляющего портом ОАО "Компания Усть-Луга" на конец 2012 года оценивались в 4,6 млрд рублей, строительство завода СПГ как раз даст толчок для развития всего проекта индустриальной зоны.
Как отмечает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин, Усть-Луга — это не самое подходящее место для строительства СПГ-терминала, поскольку там фарватер (часть водного пространства, пригодная для судоходства) постоянно заносит песком. "Придется проводить регулярные дноуглубительные работы, что повысит конечную стоимость СПГ. Другая проблема проекта — в том, что выйти на внешние рынки из Балтийского моря трудно. Датские проливы, особенно Эллисон, не позволяют пропускать большие танкеры и газовозы, что скажется на объеме транспортировки", — говорит господин Крутихин.
Согласно стратегии "Газпрома", цель "Балтийского СПГ" — это диверсификация поставок газа в Европу: клиентам будет предложена доставка топлива в сжиженном виде морским путем вместо традиционного трубопровода. Мощность завода составит 10 млн тонн сжиженного газа (16 млрд кубометров. — "Ъ") в год, а ориентировочный срок ввода первой очереди — 2019 год. Главный аналитик UFS IC Илья Балакирев считает, что в новых политических условиях это гибкий проект, дающий возможность прямой поставки в отдаленные страны Европы (пока не построен аналог "Южного потока"). "Есть Великобритания с растущим спросом, трубопровод в которую, видимо, так и не будет построен. Кроме того, перебросить излишки газа в любую другую часть света, хоть в Юго-Восточную Азию, не будет большой проблемой в силу крайне низкой себестоимости морских перевозок", — объясняет он.
В то же время у "Балтийского СПГ" есть экономические риски. "Поскольку пока сжиженный газ обходится дороже трубного, спрос на газ в целом снижается, а уровень цен, учитывая цены на нефть и нефтепродукты, также может существенно снизиться", — говорит господин Балакирев. Тем не менее, по его словам, будущее все-таки за СПГ, так по мере роста объемов и развития технологий удельные издержки будут снижаться и, возможно, продавать в Европу сжиженный газ будет даже выгоднее, чем трубный газ. Однако с технологиями у "Газпрома" как раз и проблема, отмечает господин Крутихин. "Технологии для сжижения "Газпрому" получить неоткуда, поскольку никто не согласится стать его поставщиком в условиях санкций. По сути, проекта нет, есть только красивая картинка", — считает он.