"В нынешнем кризисе неожиданно открылся очень позитивный момент"

Специальный проект "Навстречу кризису"

Компании, связывающие продавца с покупателем, всегда первыми реагируют на любые колебания рынка. Потрясения минувшего года привели к существенной трансформации сегмента. Подробнее — в материале Светланы Беловой.

Фото: Михаил Галустов, Коммерсантъ

"Коммерсант FM" исследует ситуацию в разных секторах российского бизнеса, чтобы узнать, с какими трудностями столкнулись предприниматели и что они делают для того, чтобы не просто удержать, но и развить свое дело в эти сложные времена. Прямо сейчас — о логистах.

Главным потрясением для логистических компаний стало декабрьское затишье. Конец года с его рождественскими распродажами и лихорадкой поиска подарков всегда был самым хлопотным и доходным сезоном. Но в декабре 2014-го взлетевший курс валют заставил россиян отказаться от заграничных покупок. Американский сервис Shipito, например, зафиксировал снижение числа заказов из России на 55% по сравнению с декабрем 2013 года. Сектор работы именно с частным, конечным потребителем, что называется B2C, оказался наиболее чувствительным индикатором кризиса. В российской службе доставки посылок DPD тоже отметили спад количества заказов с западных направлений на четверть, зато россияне стали активно осваивать покупки на китайских сайтах, отметил коммерческий директор DPD в России и странах СНГ Леонид Зондберг.

"Если Китай в 2013 году составлял примерно 40% в общем объеме импорта B2C, то в 2014 уже, говорят, 70. А в 2015 эта цифра может быть существенно больше", — отметил Зондберг.

Еще одной особенностью последних месяцев стал ажиотажный спрос на крупногабаритную технику и электронику. С ослаблением курса рубля россияне бросились сметать с полок все, что может пригодиться в хозяйстве. Складские операторы наблюдали высокую оборачиваемость товаров и перевыполняли все свои планы по прибыли. Сейчас еще заметно инерционное движение: заказанную за границей технику нужно привезти, растаможить, доставить на склады и дальше получателю. Но дальше, по прогнозам игроков рынка, будет затишье — период значительного спада. Этот эффект уже чувствуют на себе звенья логистической цепочки, пояснил генеральный директор "Бэдфорд Групп" Владимир Ворошилов.

"Мы попали тут в двойные клещи: с одной стороны, объем перевозок резко падает. В первую очередь, экспортно-импортные грузы. И, во-вторых, неплатежи. Поскольку количество денег в стране резко уменьшилось, клиент старается как можно больше отсрочить момент платежа или вовсе становится неплатежеспособным. Поскольку логист в этом смысле — самая незащищенная часть бизнеса, то для нас это представляется самым большим риском", — считает Ворошилов.

Все беды логистических компаний связаны с валютными колебаниями. Августовское введение эмбарго лишь на несколько дней прервало цепочку тех грузов, которые уже были в пути, потом шла переориентация с европейских рынков на перевозку из других стран, пояснил директор по развитию управляющей компании Nord Logistics Development Александр Лопаков.

"Летом практически ничего не изменилось, потому что по старым контрактам люди еще включали, а потом объем поставок упал", — поделился Лопаков.

В нынешнем кризисе неожиданно открылся очень позитивный момент. Операторы складских помещений получили возможность отказаться от дорогих метров, которые арендовали за валюту, и переехать в здания лучше, а главное — дешевле, отметил президент компании Itella в России Николай Воинов.

"Сейчас довольно много площадей в Москве построили. В прошлом году — больше миллиона квадратов. 12% рынка сразу, за один год. Вакантных мест огромное количество. Люди готовы предлагать довольно дешево и в рублях. Поэтому сейчас идет массовый исход. Будут проигрывать те арендодатели, которые пока не хотят слушать своих арендаторов и оставляют долларовые цены. Сейчас идеальная история, когда можно уехать на лучший склад. при этом он будет стоить дешевле, чем текущий договор, в два раза", — объясняет Воинов.

Что касается доставки товаров, купленных частными лицами в зарубежных интернет-магазинах, то, по прогнозам, объем будет расти. Ассоциация компаний интернет-торговли приводит цифру в $14 млрд. это вдвое больше, чем показал по итогам 2014 год. Акцент будет сделан на покупки из Китая. При этом посылки будут мелкими и недорогими. Например, компания Shopfans.ru приводит свои наблюдения: в 2014 году средний чек покупки составлял $500, сейчас он упал до ста. И если раньше большинство заказов приходило консолидированно, на несколько покупателей, в коробках по 10-15 кг, то сейчас это единичные пакеты весом не больше одного кило. Для таких бережливых покупателей приходится и стоимость доставки снижать с $35 до $10.

Вся лента