Не так летели
МАК расследовал катастрофу Ми-8, в которой погиб мурманский вице-губернатор
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) завершил техническое расследование катастрофы вертолета Ми-8, произошедшей в мае прошлого года в Мурманской области. Ее жертвами стали 16 человек, в том числе вице-губернатор региона Сергей Скоморохов. По версии экспертов, к аварии привели ошибки, допущенные экипажем вертолета, который не заметил в тумане озеро.
Катастрофа произошла вечером 31 мая в Терском районе Мурманской области. Вертолет Ми-8, эксплуатируемый петербургским ЗАО "Авиакомпания "СПАРК авиа"", был зафрахтован гендиректором ОАО "Апатит" (группа "Фосагро") Алексеем Григорьевым, пригласившим в поездку чиновников регионального правительства и бизнесменов. Кроме них на борту вертолета находились вице-губернатор Мурманской области Сергей Скоморохов и топ-менеджмент "Апатита". По официальным данным, в полете чиновники и бизнесмены должны были обсудить создание национального парка "Хибины" и выбрать места для строительства туристических объектов. Однако, как следует из показаний техника "СПАРК авиа", в основном пассажиры рыбачили.
Ми-8 вылетел около 20:00 с площадки турлагеря "Пятка". Примерно через два часа с ним была потеряна связь. Обломки вертолета нашли в Мунозере. При этом местным рыбакам удалось спасти двух из 18 пассажиров и членов экипажа вертолета — замдиректора петербургского НИИ лесного хозяйства Александр Степченко и главврач санатория "Тирвас" Валерий Купцов, получившие серьезные травмы, были госпитализированы.
Северо-Западное следственное управление СКР на транспорте (СЗСУТ) возбудило уголовное дело по ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). Уже в начале июня 2014 года следствие сообщило, что к трагедии, очевидно, привели ошибки, допущенные экипажем вертолета.
Вчера версия следствия подтвердилась результатами технического расследования катастрофы. Согласно выводам экспертов, в условиях сильного тумана вертолет опустился ниже безопасной высоты. В то время как остальные члены экипажа "искали глазами землю", управлявший машиной Алексей Товпеко, пытаясь выйти из тумана, продолжил снижение на "недопустимо малую высоту". В результате на скорости 204 км/ч произошло столкновение машины с поверхностью озера, от которого Ми-8 развалился на части, а большинство находившихся в нем людей погибли. По данным экспертов, за 4 секунды до катастрофы пилот скорректировал курс полета, но никаких действий по выводу вертолета из снижения им произведено не было.
Как отмечается в отчете МАК, свою роль в катастрофе сыграли сложные метеоусловия, отказ командира экипажа принять решение о возврате или же посадке на площадку, подобранную с воздуха, недостатки взаимодействия внутри экипажа, что привело к потере контроля за высотой полета, и несовершенство подготовки летчиков.
Кроме этого, комитет изучил деятельность и самой "СПАРК авиа". По мнению специалистов МАК, "недостатки системы управления безопасностью полетов авиакомпании не позволили выявить и устранить имеющиеся риски в эксплуатационной деятельности, влияющие на безопасность полетов".
В СЗСУТ сообщили, что изучат отчет МАК и приобщат его к уголовному делу. В свою очередь, выводы экспертов помогут следствию определиться с виновниками катастрофы. Впрочем, уголовное дело в этой части будет прекращено, так как весь экипаж вертолета погиб.
В "СПАРК авиа" от комментариев отказались. Экс-гендиректор "СПАРК авиа", заслуженный пилот РФ Вадим Базыкин считает, что у командира экипажа Алексея Товпеко, хорошо знавшего район полета, хватало опыта, чтобы выполнить посадку в сложных метеоусловиях. "Он не самоубийца и, как любой человек, хочет жить, но на него, предполагаю, давил груз ответственности: в салоне находились высокопоставленные пассажиры. Наверное, он мог вернуться, но тогда, скорее всего, в следующий раз от его услуг отказались бы",— сообщил "Ъ" господин Базыкин.