От банкира до лоббиста
Детали
Финансы — не самая сильная сторона еще одного возможного кандидата в президенты от клана Буш
В этой семье есть золотое правило: сначала заработай капитал, а потом уже иди в политику. Так поступил в свое время Буш-отец, переехав из Коннектикута в Техас, поближе к нефти, где и заработал свои миллионы. Джеб в этом смысле менее удачлив, чем его братья.
По окончании Университета Техаса, где Джеб специализировался на Латинской Америке, он получил должность в международном отделе Коммерческого банка Техаса, семейном банке Джеймса Бейкера, будущего госсекретаря в администрации Дж. Буша-старшего. Джеб успел поработать в Венесуэле, открыв отделение банка в Каракасе. Но потом неожиданно вернулся в США, чтобы бесплатно трудиться в предвыборном штабе отца. Даже съездил как доверенное лицо в Пуэрто-Рико, где свободный испанский Джеба помог отцу выиграть праймериз.
Буш-старший в 1980-м стал вице-президентом. А вот для сына пришло время выбора — жена поставила ультиматум: или в Мексику, или в Майами — в белом республиканском кругу Хьюстона своей она себя, мягко говоря, не чувствовала. Джеб рад был уехать: оставаться "еще одним Бушем" в Техасе он не хотел.
В Майами он очутился без денег, но с долгами — приходилось платить кредитной карточкой American Express по счетам других кредитных карточек. В ход пошли политические связи отца. На Флоридском побережье деньги зарабатывают на недвижимости, и Джеб сделал ставку на 32-летнего кубинского иммигранта и миллионера Армандо Кодину, с которым познакомился в предвыборном штабе отца. Кодина отдал Джебу 40 процентов в своей компании и переименовал ее в Codina Bush Group. При этом у Джеба опыта работы с недвижимостью не было, но желания заработать он не скрывал — сам вырос в богатой семье и надеялся дать те же условия своим детям.
Постепенно Джеб стал чувствовать себя в бизнесе с недвижимостью как рыба в воде. Параллельно занимался и мобильной связью, и поставкой пожарного оборудования на трубопровод на Аляске, даже поставкой водокачек в Нигерию. К началу предвыборной кампании на пост губернатора в 1998-м Джеб задекларировал состояние в 2,4 млн, включая свой дом и инвестиции. По флоридским меркам и с учетом громкой фамилии результат весьма скромный. Доходы старшего брата Джорджа в то время были на порядок выше.
После двух губернаторских сроков, в 2007-м, Джеб стал зарабатывать с удвоенной силой. Печально знаменитый инвестиционный банк Lehman Brothers накануне своего краха в 2008-м нанял экс-губернатора для деликатной миссии — найти деньги на спасение у самого богатого человека мира, мексиканского магната Карлоса Слима. Сделка не выгорела, Lechman Brothers обанкротился, а Джеб нанялся консультантом в банк Barclays, плативший за лоббистские услуги 1 млн в год. Кроме того, он числился в советах директоров еще двух крупных компаний — Rayonier, инвестирующей в лесные угодья, и Tenet Healthcare, специализирующейся на медицине и внедрении реформы здравоохранения Обамы. По последним публичным данным, только последняя фирма выплатила Джебу с 2007 года 2,1 млн зарплаты и еще 3 млн в акциях. Но опять же все это на порядок ниже доходов основной соперницы на выборах-2016 Хиллари Клинтон, чье семейство располагает как минимум 130 млн личного капитала.
Впрочем, из всех частных компаний Джеб Буш предусмотрительно уволился, о чем объявил еще накануне Нового года, дабы исключить конфликт интересов и самостоятельно принять решение — вступать в предвыборную схватку или нет. Зная, как Джеб печется о доходах, этот отказ от всех коммерческих проектов говорит о его решимости больше, чем слова.