Рынок подтачивает связи

Эксперты констатируют, что 2014 год не стал годом развития рынка телекоммуникаций, а под конец года стало вообще понятно, что ситуация на рынке принимает затяжной и отнюдь не позитивный характер. Из бизнес-центров массово уходят арендаторы, сокращая прибыль операторов, а оборудование дорожает из-за девальвации рубля.

Валютные скачки оказывают прямое влияние на бизнес операторов связи, поскольку оборудование в большинстве своем закупается за рубежом

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Генеральный директор аналитического агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин говорит, что на рынке телекома в сегменте коммерческой недвижимости можно выделить один заметный тренд — это то, что 2014 год был годом определенной стабильности, если не сказать стагнации, для рынка. "Ввод в эксплуатацию новых объектов коммерческой недвижимости, конечно, был, но это не были большие объемы. Со второго квартала 2014 года начала складываться, мягко говоря, неприятная экономическая ситуация. Определенную поддержку рынку оказал переезд в Петербург нескольких крупных компаний, в частности "Газпрома". Несмотря на то, что "Газпром" имеет собственного оператора ("Газпром-телеком"), он не покрывает все потребности нефтяного гиганта, поэтому часть заказов получили крупные операторы. Именно эти компании, оказывающие услуги связи, по итогам года продемонстрировали рост выручки на один-два процента за счет крупного заказа. Хотел бы также отметить, что рынок связи в сегменте коммерческой недвижимости демонстрирует крен в сторону торговой недвижимости, где требуется подключение POS-терминалов, банкоматов, платежных терминалов, развертывание клиентских зон Wi-Fi. Операторы в этом сегменте борются за эксклюзив, что принесет им больше денег. За офисную недвижимость уже нет такой жесткой конкуренции. На самом деле, сейчас все включаются в более ожесточенную борьбу за частных клиентов, нежели за корпоративных, поскольку "физики" потребляют больше услуг, следовательно, маржинальность в этом сегменте выше, нежели в работе с юридическими лицами", — поясняет господин Брюквин.

Генеральный директор агентства Telecom Daily Денис Кусков говорит, что в целом на рынке телекома наиболее заметными событиями в ушедшем 2014 году стало повсеместное развитие операторами сотовой связи сетей четвертого поколения. "Также значительное развитие в Петербурге и Ленинградской области получило платное телевидение. Кроме того, заметным стало уменьшение пользования услугами голосовой связи посредством как мобильных телефонов, так и стационарных. На мобильниках люди стали больше пользоваться месседжерами, а что касается стационарных, то пользователи начали отказываться от них. С другой стороны, Петербург — это город пенсионеров, поэтому нельзя говорить, что отказ от стационарной связи станет каким-то масштабным явлением. Сейчас в городе насчитывается более 1,8 млн домохозяйств, из них где-то 1,4 млн домохозяйств пользуется стационарными телефонами. Если говорить про рынок телекома в сегменте коммерческой недвижимости, то я назвал бы 2014 год спокойным для операторов. Было построено не так много новых торговых и бизнес центров, выручка в основном росла за счет увеличения объемов предоставляемых услуг клиентам", — говорит господин Кусков.

Эффект валютной волатильности

Если говорить про 2015 год, то он явно будет сложным для компаний, предоставляющих услуги связи на рынке коммерческой недвижимости, говорят эксперты.

По словам господина Кускова, на фоне высокой волатильности курса валют, будет дорожать оборудование, которое в основном является импортным. "При этом переложить свои возросшие расходы на плечи клиентов операторы не смогут, поскольку многие компании покинули бизнес-центры и связисты не могут позволить себе закручивать гайки оставшимся в офисах юрлицам. Дело в том, что и в торговых, и в бизнес-центрах, работает несколько операторов связи. Как только один повысит стоимость услуг — клиенты сразу уйдут к другому оператору. А если же они увеличат тарифы вместе, то следствием этого может стать разбирательство в УФАС. Сейчас многие операторы, наоборот, стараются предоставлять скидки клиентам", — заключает господин Кусков.

Юрий Брюквин подтверждает, что валютные скачки оказывают прямое влияние на бизнес операторов связи, поскольку оборудование в большинстве своем закупается за рубежом. "Однако не нужно строить иллюзий насчет того, что операторы не перекладывают свои расходы на клиентов, поскольку в отрасли один источник дохода — это абонент. Вообще, на рынке вырисовывается достаточно печальная картина: следует ожидать сокращения объемов строительства, у крупнейших операторов до сих пор не утверждена инвестпрограмма, да и понятно, что если раньше компании могли тратить примерно по 20% от своей выручки на инвестпроекты, то сейчас эти объемы будут сокращаться. Крупнейший оператор вряд ли потратит более 17% от выручки в 2015 года, а остальные и того меньше", — заключает господин Брюквин.

Тренд в коммерческой недвижимости

Как ранее говорил господин Кусков, поведение корпоративных клиентов значительно изменилось на фоне экономических потрясений. "Малый и средний бизнес очень четко чувствуют подобные изменения. Часть компаний закрыла офисы и работает по домам, тем самым перейдя с корпоративных тарифов на тарифы для физлиц. Большего внимания сейчас заслуживают у подобных людей виртуальные услуги с возможностью переадресации звонков. Те, кто остался в офисах, стараются минимизировать свои траты на телекоммуникационные услуги", — говорил он.

Господин Брюквин отмечал, что сокращение рынка в b2b-сегменте было ожидаемым, так как нынешняя ситуация очень напоминает кризисные события 2008 года. "В Петербурге это проявляется особенно ярко, так как b2b-клиенты очень рьяно принялись за сокращение расходов на услуги связи, начали экономить на всем, полетели головы и бюджеты", — говорит господин Брюквин.

Ранее в компании "Смарт Телеком" также констатировали, что спад и негативные настроения в экономике неизбежно повлияли и на рынок b2b в телекоме. "Основной неблагоприятный момент заключается в том, что многие организации просто прекращают свою деятельность. Количество расторжений договоров по причине прекращения деятельности предприятия существенно увеличилось. Предприниматели закрывают свой бизнес и высвобождают занимаемые площади", — подчеркнул оператор.

Про то, что клиенты уходят из бизнес-центров, ранее говорил и генеральный директор компании "Обит" Андрей Гук. По его словам, множество площадей в бизнес-центрах пустует. "Особенно это касается новых объектов. Арендаторов просто нет. Везет тем, в чьи объекты въезжают структуры "Газпрома", которые занимают много помещений. Если в торговых центрах есть хотя бы ротация, то в бизнес-центрах ротации нет, там просто некому меняться. Иными словами, сейчас все операторы, работающие на рынке связи для коммерческой недвижимости и вложившие деньги в строительство сети для новых бизнес-центров, сидят и ждут, когда ситуация изменится, так как сейчас их деньги, грубо говоря, не отбиваются. Инвестиции в одно здание в зависимости от вида работ, размера здания и многих других показателей начинаются от полумиллиона рублей и заканчиваются десятью миллионами рублей", — рассказывает господин Гук.

Юлия Чаюн

Вся лента