11 февраля 1902 года родилась советская актриса театра и кино, певица Любовь Орлова. Всесоюзная известность пришла к ней после выхода фильма Григория Александрова «Веселые ребята», в котором она исполнила главную роль. Актриса, сыгравшая важную роль в становлении советского кино,— в фотогалерее «Ъ».
Любовь Орлова родилась 29 января (11 февраля по новому стилю) 1902 года в подмосковном Звенигороде в дворянской семье: отец будущей актрисы служил в военном ведомстве и имел высокие царские награды, а мать происходила из старинного дворянского рода, состоящего в родстве с семейством графа Льва Толстого
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
Актерскую славу и успех Любови Орловой первым предсказал часто бывавший в гостях у семьи знаменитый русский оперный певец Федор Шаляпин, однажды увидев девочку в роли репки в домашнем спектакле. Шаляпин посоветовал родителям будущей актрисы отдать дочь в театральную студию, однако те прочили ей карьеру профессиональной пианистки. В семь лет девочка поступила в музыкальную школу
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
Любовь Орлова училась в Московской консерватории по классу фортепиано, но не окончила ее. Также она училась на хореографическом отделении Московского театрального техникума имени Луначарского (сейчас — ГИТИС) и получала уроки актерского мастерства у педагога Елизаветы Телешовой — режиссера Художественного театра. Орлова стала артисткой хора и кордебалета, играя в основном эпизодические роли, однако ее талант не остался незамеченным. В 1932 году роль Периколы в одноименной оперетте Жака Оффенбаха вывела ее из состава хора и сделала солисткой
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
«Я была влюблена в Григория Васильевича, как кошка. Я бы в огонь прыгнула, с пятнадцатого этажа, если бы он сказал, я на быка в "Веселых ребятах" мигом взлетела, а на просмотре материала отключилась: несется по комнатам, я бы макушку могла себе снести десять раз о любой косяк...»
В 1933 году Любовь Орлова познакомилась с режиссером Григорием Александровым (на фото). Он пришел на ее спектакль в музыкальный театр при МХАТе и был восхищен талантом и внешностью Орловой. Она стала его женой и снималась в его фильмах, которые принесли ей всесоюзную славу
Фото: РИА Новости / Анатолий Гаранин
Любовь Орлова профессионально пела, играла на фортепиано, танцевала, исполняла акробатические трюки в кино. Ее роли в фильмах «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» (кадр на фото), «Весна» стали классикой советского кинематографа
Фото: РИА Новости
«Люди, которые не умеют преодолевать то, чего не хочется делать, несчастные люди. Настоящее счастье в том ведь и заключается, чтобы преодолевать то, чего не хочется. Утром не хочется тренироваться, заниматься у станка, а ты заставила себя. Хорошо! Не хочется распеваться — а ты распелась. Очень хорошо!»
На фото: кадр из фильма «Весна»
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
«Знаете, что в этом самое замечательное? То, что мое имя дает мне возможность очень многое сделать для других»
Типаж Любови Орловой в советском кино — человек нового времени, энергичная и обаятельная оптимистка, уверенно смотрящая в светлое советское будущее
Фото: М. Романова / Фотоархив журнала «Огонек»
«Только так должна держать себя всякая женщина. В какой бы дыре ты ни оказалась, в каком бы дерьме ни плавала, никогда не опускайся, будь красивой. Лопни, а держи фасон!»
Без Любови Орловой немыслим стремительный подъем и становление советского кинематографа в 1930-х годах. Считается, что в то время кино стало наиболее популярным видом искусства в СССР в том числе благодаря артистическому мастерству и чрезвычайно выигрышной внешности Орловой
На фото: с солистом Большого театра Сергеем Лемешевым
Фото: А. Гостев / Фотоархив журнала «Огонек»
Театровед и критик Виталий Вульф: «…Александров слепил ее (Любовь Орлову) по образцу Марлен Дитрих. Скажем, в "Веселых ребятах" у нее был знаменитый цилиндр — и только в конце 1960-х годов стало ясно, что это тот самый цилиндр, в каком выступала Марлен Дитрих в "Голубом ангеле". В "Цирке" Орлова снимает свой черный парик и остается блондинкой — у нее половина головы черная, а половина платиновая, — это тоже кадр из фильма Марлен. Но советский зритель не знал, кто такая Марлен Дитрих»
Известно, что Любовь Орлова относилась к Марлен Дитрих с неприязнью и не любила говорить о ней, хотя однажды актрисы встречались в США
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
«Как и у всякого советского человека, у меня нет большего счастья, как отдавать людям свое умение, помогать им вдохновенно трудиться»
Любовь Орлова — лауреат двух Сталинских премий первой степени и народная артистка СССР. Она была любимой актрисой Иосифа Сталина в советском кино, а фильм «Волга-Волга» с ней в главной роли стал его любимым фильмом
На фото: с первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым во время приема деятелей искусства и литературы
Фото: РИА Новости
«Мне всегда будет тридцать девять лет, и ни на один день больше»
Любовь Орлова тщательно заботилась о своей внешности, следила за модой, использовала все доступные медицинские средства продления молодости и достигла большого успеха в этом деле: ее возраст действительно был загадкой для знакомых и, кажется, для всей страны. Сама актриса обычно отвечала на расспросы так: «Сколько мне лет? Сколько дадите, столько и есть». Долгие годы Орлова считалась примадонной советского киноэкрана
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
До брака с режиссером Григорием Александровым Любовь Орлова была замужем за Андреем Берзиным — замначальника административно-финансового управления Наркомата земледелия. Он был арестован в 1930 году по делу Трудовой крестьянской партии и сослан в Казахстан. Позднее, в 1932-1933 годы, Орлова жила в гражданском браке с австрийским импресарио по имени Франц
Фото: И. Гневашев / Фотоархив журнала «Огонек»
«У меня уже есть ребенок — Григорий Васильевич даст фору ста маленьким детям, за ним тоже глаз да глаз нужен»
Любовь Орлова зарабатывала в разы больше Григория Александрова (на фото). При этом в семье царил культ мужа: Орлова боготворила его, обращалась к нему на «вы», называла его своим «римским патрицием» и искренне считала, что без нее он не способен справиться ни с одной из бытовых мелочей
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
«Мне хорошо только наедине с собой»
Любовь Орлова умерла от рака поджелудочной железы в 1975 году и была похоронена на Новодевичьем кладбище
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»