"На бумаге проще обмануть"
Посол Эстонии в РФ Юри Луйк посвятил Светлану Сухову в тонкости электронной демократии
На прошлой неделе как о большой победе высоких технологий было объявлено: заявление на регистрацию автомобиля в ГИБДД можно будет подать через портал госуслуг — и через три недели свидетельство будет готово. Как работает зрелая электронная бюрократия, "Огонек" выяснял у соседей
В 2014 году каждый россиянин должен был получить универсальную электронную карту (УЭК). А уже в этом году планировался следующий этап "электронизации всей страны" — создание на основе УЭК электронного паспорта, призванного заменить бумажный. Но план дал сбой в самом начале, хотя у проекта есть целый ряд высокопоставленных кураторов в правительстве. Да и широко разрекламированная система госуслуг развивается не семимильными шагами: из 650 бюрократических услуг через интернет сегодня можно получить только 21. Между тем в соседней Эстонии взаимоотношения государства и гражданина налажены столь хорошо, что Таллин решил даровать эту возможность иностранцам. С декабря стартовала новая программа — е-резидентства. Зачем она нужна и в чем секрет эстонских успехов, "Огонек" осведомился у посла Эстонии в России Юри Луйка.
— Господин посол, зачем понадобилась система виртуального резидентства?
— Эстонцы давно общаются с электронным правительством, но услуги нашей бюрократии (справки, налоги, оплата ЖКХ, таможенные декларации и пр.) могут понадобиться и тем, кто не является гражданином страны, не живет в ней, а вместе с тем имеет интересы в Эстонии. Например, инвесторы и бизнесмены, а также те, кто по роду занятий (например, учащиеся), а также из-за родственных или дружеских связей часто бывает в Эстонии,— граждане других стран. Вот таким людям мы и намерены выдать карту виртуального резидента.
— Всем, кто пожелает?
— Почти всем, помимо ходатайства о выдаче такой карты нужно будет еще и доказать, что вы в ней нуждаетесь. Подтвердить заявку. А чтобы получить карту на руки, придется приехать в страну — в Департамент полиции и погранохраны, где потребуется паспорт и заявление, будут зафиксированы биометрические данные (отпечатки пальцев и фотография), а также уплачена госпошлина (50 евро). Цифровая ID-карточка будет готова в течение 2 недель. Эстонские власти сейчас работают над тем, чтобы заявителям на е-резидентство потребовалось бы только одно такое путешествие. Пока еще их нужно два — подать документы и забрать карту. Не исключено, что в процессе реализации идеи сочтут возможным передать прием документов дипмиссиям Эстонии.
— И что дает ID-карта нерезидента?
— Давайте от обратного: она не дает гражданства, права на безвизовое передвижение в страны Шенгена и ЕС и куда бы то ни было еще, она не является видом на жительство. Прежде всего это право цифровой подписи. Вы не представляете, как оно упрощает жизнь любого бизнесмена, да и просто обывателя! Использование цифровой подписи в Эстонии дает экономию в целую рабочую неделю на каждого работающего жителя страны в год. Если уж совсем точно — почти 2 процента ВВП в год.
— А помимо цифровой подписи?
— Полный спектр услуг бюрократии: исчисление и уплата налогов, любых расходов (ЖКХ, например), получение справок, сбор необходимых документов для таможенных операций и т.д. Всего того, что в России называется госуслугами.
— В России из 650 госуслуг в электронном виде можно получить полностью только 21, около 50 — в полуэлектронном — за конечным результатом, как правило, придется идти к бюрократам из плоти и крови. А как в Эстонии?
— Таких "неэлектронных" услуг осталось немного. Например, эстонец должен явиться в Департамент полиции при получении паспорта (он у нас один — и внутренний, и заграничный одновременно) и той самой ID-карты с чипом, позволяющей через специальное устройство идентифицировать того, кто вступает в диалог с "виртуальной Эстонией". Для получения этих двух документов нужны биометрические данные (фото сетчатки глаза, отпечатки пальцев и т.д.). А вообще общение с бюрократией и финансовым миром идет через компьютер из любой точки мира и за считанные секунды.
— Уйти в виртуальность власти вынудил режим жесткой экономии и желание сократить расходы?
— Система была запущена еще в конце прошлого века. Конечно, мы хотели сократить расходы и своего добились. Желание понятное: население у нас немногочисленное, и если бы в Эстонии была разветвленная бюрократия, ее содержание влетало бы в копеечку. Сколько точно выиграло государство от появления виртуального клона, сказать не могу, но есть такое сравнение: благодаря электронному правительству и возможности цифровой подписи в Эстонии каждый месяц экономят стопку бумаги высотой с Эйфелеву башню. И, добавлю, массу времени: например, регистрация фирмы занимает всего 18 минут, а раньше — дни и недели. Число чиновников, конечно, сократилось, а профессиональный уровень оставшихся повысился, потому что компьютерные навыки — более сложные.
— Но живые министры в Эстонии по-прежнему водятся?
— А как же! Правительство работает в полном составе. Но с точки зрения оказания бюрократических и финансовых услуг населению все делается в разы быстрее и эффективнее. Собственно, именно повышение эффективности оказания услуг и сокращение коррупции и было главной причиной, почему мы занялись этим проектом.
— В интернете трудно дать взятку?
— Там всегда виден "след". Всегда можно увидеть, кто запрашивал информацию о том или ином гражданине, кто дал на это разрешение и в какие сроки это было сделано. Так легко вычислить нарушителей. Причем пользователь может все это сделать сам. Более того, бизнесмен, таким образом, может обнаружить, что к его персоне возник интерес со стороны правоохранителей. И сделать вывод, почему он возник. С другой стороны, система максимально защищает тайну частной жизни. Например, врач на приеме выписывает пациенту лекарства, но не дает ему рецептурный бланк, а все это делает в компьютере. Человек идет в аптеку, предоставляет свою ID-карту, и аптекарь видит все назначения у себя в компьютере. Более того, можно получить повторный рецепт без нового приема у врача. Это очень удобно для пожилых людей. Но вот чужие диагнозы подсмотреть нереально: даже врачу доступны медкарты только его пациентов.
— Кстати, какая из электронных услуг сегодня лидирует?
— Банковские услуги и уплата налогов.
— В России на первом месте дорожные штрафы...
— В Эстонии 95 процентов налоговых деклараций идет через интернет. Не менее важно общение с различными министерствами и ведомствами и использование цифровой подписи, прежде всего в банковских операциях — 99,8 процента из них идут через интернет. И вот уже 9 лет с помощью этой подписи можно голосовать на выборах: на муниципальных, общегосударственных и выборах в Европарламент. В первый раз, когда такая система заработала (в 2005 году), к интернет-голосованию прибегли 2 процента населения, а в 2014 году их стало уже 31. Мы уже виртуально провели даже перепись населения.
— А ну как ID-карту украдут или просто "пошалят" домашние?
— В этой жизни все можно, но вероятность такого мала, потому что в интернете, как я уже говорил, всегда виден "след". Если кто-то обнаружит использование его карты, достаточно сделать один звонок, ID будет "заморожена" за 30 секунд, а дальше в дело вступит полиция. Надо сказать, что уровень безопасности такой системы намного выше, чем у бумажной: вот уж где можно легко вбросить бюллетени, приписать результаты и пр. Электронное голосование честнее и с фальсификациями в крупных масштабах тут сложнее. Зато проголосовать может каждый эстонец из любой точки мира.
— А в России как раз напротив, стоило заняться госуслугами, как возникло отдельное ведомство...
— Мы как раз поставили противоположную задачу — никакого одного центрального ведомства, ответственного и курирующего "электронную Эстонию". У нас есть несколько структур, занятых сферой электронных услуг. Технически эта система также децентрализована — в нее входят различные порталы, системы и базы данных. Результат очевиден — система крайне подвижна и новые услуги можно вводить хоть по нескольку раз на дню, в зависимости от того, что нужно гражданам, проживающим в разных уголках страны. И перечень услуг растет месяц от месяца. Начинали мы с налогов и мобильной парковки (2000 год), позднее появилась ID-карта (2002), ставшая и удостоверением личности, с которым можно путешествовать по Европе, и проездным документом, и, конечно, это самое важное — "ключом" к различным электронным госуслугам. Список последних неуклонно растет: электронное голосование (2005), е-здравоохранение (2008) и е-рецепт (2010). Получить детское пособие тоже можно через интернет, а еще система сама может предложить записать малыша в детский сад или школу, если в них есть очереди. Но чтобы получить все это, потребовалось принять десятки законов — о цифровой подписи, о самой системе, об ID-карте и т.д.
— И обучить людей.
— С этого начинали! Курсы компьютерной грамотности для детей и взрослых. Сложнее всего с людьми преклонного возраста: кое-кто из пенсионеров так и не освоил новейшую премудрость. Для них оставлены офисы, где все по старинке: можно прийти, заполнить бумаги, получить потом такой же бумажный ответ. Но хочу отметить, что немало пожилых людей являются активными пользователями электронных услуг. Уровень компьютеризации в Эстонии сегодня таков — с широкополосным соединением 80 процентов домашних хозяйств и 100 процентов школ и правительственных организаций. Кстати, вот что любопытно: голосование в интернете идет не так активно, как потребление любых других госуслуг. Людям нравится сам процесс "похода на выборы"! 70 процентов эстонцев предпочли делать именно так на последних выборах. Понятно, что обучить население России — это и дольше, и дороже, и сложнее: россиян в разы больше.
— Создание электронного правительства было требованием ЕС?
— Нет, это наша затея. В ЕС есть страны, в которых аналогичная система не развивается, напротив, крепнет традиционная бумажная бюрократия. Россия уже обогнала кое-какие из этих стран, если верить рейтингу развития электронных услуг ООН, например Болгарию, Румынию, Чехию, Хорватию, и занимает 27-е место. Эстония — на 15-м. В 2014 году Эстония помогала внедрять систему электронного государства в 26 странах. Наш опыт ценят.
— И в России?
— Не во всей России. Из Тюменской области был запрос, приезжали учиться и из Москвы... Эстонские фирмы делали систему мобильной парковки в Москве. В Эстонии она здорово экономит время и силы, в Москве, знаю, это для кого-то непопулярная мера. И все же это лучше и проще других аналогов.
— И все же, почему, по-вашему, российская бюрократия не сокращается, а множится, а количество виртуальных госуслуг по-прежнему невелико?
— Трудно сказать. Возможно, дело в том, что между гражданином и государством (бюрократией) должен быть определенный уровень доверия. Государство не должно смотреть на каждого, получившего ID-карту, как на человека, намеревающегося использовать ее для обмана государства. У системы достаточно гарантий, не позволяющих ее обмануть, на бумаге это сделать проще. Возможно, поэтому в ряде стран мира, где есть сильная "бумажная" бюрократия, уровень коррупции существенно выше, чем там, где чиновники становятся все больше виртуальными, как и их услуги.