"Водный транспорт должен развиваться как туристический"

На Москве-реке могут появиться лодочные переправы. Об этом в интервью порталу Стройкомплекса Москвы заявил руководитель архитектурного бюро "Проект Меганом" Юрий Григорян. Консорциум во главе с этой компанией в декабре стал победителем конкурса на концепцию развития прибрежных территорий. Сейчас Научно-исследовательский и проектный институт Генплана дорабатывает проект. Окончательную версию представят в середине апреля. Подробности — у Альбины Хазеевой.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

По замыслу столичных властей, Москва-река должна стать одной из главных "улиц" города, как Темза в Лондоне или Сена в Париже. Главная цель проекта — сделать прибрежную зону доступной для пешеходов. Сейчас вода является для них, скорее, преградой. Лишь 7% набережных приспособлены для прогулок. Из 35 мостов пешеходных только четыре. Концепция по развитию Москвы-реки предполагает строительство новых мостов для пешеходов и велосипедистов. Однако в некоторых случаях их могут заменить лодочные переправы, уверены в бюро "Проект Меганом" (архитекторы компании участвуют в доработке проекта).

Подобный опыт есть, в частности, в Венеции. До середины XIX века на Гранд-канале, длина которого 4 км, был всего один мост. Так возникла идея трагетто — больших гондол, которые плавают поперек канала. Правда, московские судовладельцы оценивают эту идею как нежизнеспособную. Попытки реализовать такие проекты уже предпринимались. Но массовым спросом этот способ передвижения не пользуется. Использовать Москву-реку для пассажирских перевозок вообще бесперспективно, заявил президент Московской ассоциации судовладельцев пассажирского флота Кирилл Евдокимов.

"Водный транспорт должен развиваться как туристический, а не как средство передвижения из пункта "А" в пункт "Б". Сезонность географии в Москве-реке, достаточно хорошая сеть метрополитена. Есть опыт: была запущена Мякининская переправа, она просуществовала год. А как раз как туристический вид транспорта, он может и должен развиваться", — отметил Евдокимов.

Сейчас по Москве-реке курсирует около 150 судов, из них примерно 100 — туристические. Главная проблема, с которой сталкиваются участники этого рынка, — слабое развитие набережных на периферии. Там просто нечего смотреть, а значит и потенциальных пассажиров крайне мало. Обустройство берегов — а в городе должно появиться более 120 км пешеходных набережных — позволит изменить эту ситуацию, надеются игроки. Столичные власти также планируют построить 11 портов городского значения, в том числе "Сити" и "ЗИЛ", 27 портов районного значения и несколько десятков маленьких пристаней. Эти объекты можно использовать и для переправки грузов, уверен руководитель дирекции грузовых перевозок Московского речного пароходства Владимир Батов.

"Там должна быть, как минимум, площадка для накопления грузов, с которой можно будет производить отгрузку. Данные причалы должны тяготеть к автомобильным дорогам, чтобы можно было коротким путем довести до конечного потребителя продукцию. Сейчас этого серьезно не хватает. То есть у нас есть какие-то старые причалы, которые используются, но их мало в Москве, нужно расширять как в Москве, так и в ближайшем Подмосковье", — объясняет Батов.

Переправа по реке обходится гораздо дешевле, чем перевозка при помощи фур. Основными потребителями таких услуг станут производители стройматериалов и строительные компании. Они могли бы выступить даже в роли соинвесторов сооружения портов и пристаней, считают в Московском речном пароходстве.

Вся лента