«Ак барс аэро» уступило небо
Авиакомпании Dexter и «Оренбуржье» распределили рейсы татарстанского перевозчика
Рейсы по программе региональных перевозок в Приволжском федеральном округе (ПФО), которые ранее осуществляло «Ак барс аэро», со 2 февраля будут выполнять АК «Оренбуржье» и авиатакси Dexter. В общей сложности от татарстанской компании, которая с начала этого года отказалась от полетов из-за тяжелого финансового положения, передано более десятка направлений. Часть рейсов перевозчики сократили. Эксперты отмечают наличие рисков в программе. Они полагают, что их можно снизить через плотное взаимодействие оставшихся операторов, но для этого нужно сделать более гибкими правила госпрограммы.
Со следующей недели авиакомпании Dexter (Москва) и «Оренбуржье» начинают регулярные рейсы по маршрутам, часть из которых ранее входили в маршрутную сеть татарстанского ОАО «Ак барс аэро» в рамках госпрограммы развития региональных перевозок. Авиарейсы будут выполняться со 2 февраля по 27 марта. В частности, Dexter были переданы маршруты из Казани (в Саратов и Пензу), Нижнего Новгорода (в Ульяновск, Ижевск, Нижнекамск, Пермь, Саратов), Уфы (в Чебоксары). В расписании АК «Оренбуржье» появились новые рейсы из Казани (в Самару, Киров, Пермь) и Самары (в Чебоксары, Саранск, Йошкар-Олу). На сайте Dexter сказано, что перевозки по новым маршрутам будут осуществляться на швейцарских самолетах Pilatus PC-12, тарифы варьируются от 2300 до 5910 руб. АК «Оренбуржье» намерено перевозить пассажиров на девятнадцатиместных Л-410 (тарифы не указаны).
Авиакомпания Dexter (Москва, аэропорт Раменское) называет себя «первым российским воздушным такси». Основана в декабре 2004 года, имеет в эксплуатации 10 восьмиместных Pilatus РС‑12. Юрлицо — АО «Авиа Менеджмент Груп», 74% которой принадлежит ООО «Агентство инвестиций и развития ТЭК», 100% которой принадлежит оффшорной компании MB Maritime Investment Group Ltd (Кипр). По итогам 2013 года выручка составила 192 млн руб., чистая прибыль — 64 млн руб. Dexter уже участвовала в госпрограмме авиаперевозок, выполняя авиарейсы из Перми, Самары, Нижнего Новгорода, Кирова, Пензы.
АК «Оренбуржье» — подразделение ГУП Оренбургской области «Аэропорт Оренбург». Осуществляет полеты с апреля 2013 года. С этого времени компания перевезла около 97 тыс. пассажиров. Общий налет на самолетах Л-410 составил 16,5 тыс. часов. АК называет себя одним из лидеров среди перевозчиков, участвующих в госпрограмме.
Напомним, программа региональных субсидированных перевозок (60% субсидий выделяется из федерального бюджета, 40% — из региональных) действует в ПФО с апреля 2013 года. В 2014 году ОАО «Ак барс аэро» (100% уставного капитала компании принадлежит татарстанскому холдингу «Ак барс») стало главным оператором этой программы вместо АК «Татарстан» (была закрыта после крушения Boeing в аэропорту Казани), получив значительную часть субсидируемых рейсов. По данным Росавиации, в прошлом году по этой программе было перевезено 91,7 тыс. пассажиров, выполнено около 14 тыс. рейсов. Общий объем субсидий составил около 1 млрд руб. В 2015 году «Ак барс аэро» из программы вышло, отказавшись от всех пассажирских полетов в связи с ухудшением финансового положения (из-за падения курса рубля и сокращения пассажиропотока перевозки стали нерентабельными), после чего у компании был отозван сертификат эксплуатанта (см. „Ъ“ от 13 и 15 января). В компании заявили, что надеются возобновить перевозки с апреля.
В итоге из 29 маршрутов, по которым будут осуществляться субсидируемые авиаперевозки в 2015 году, 16 оказались закреплены за авиакомпанией Dexter, 13 — за АК «Оренбуржье». В авиакомпании Dexter „Ъ“ пояснили, что получили возможность участия в проекте развития региональных перевозок по результатам государственного тендера, проведенного Росавиацией, на прежних условиях. Правда, председатель совета директоров АО «Авиа Менеджмент Груп» Антон Генералов отмечает наличие определенных рисков для компании, считая, что сейчас трудно понять, насколько рентабельными будут эти маршруты. «Но эта программа нам интересна, и мы сделаем все возможное, чтобы увеличить привлекательность авиарейсов», — заявил он „Ъ“.
Отметим, что перечень субсидируемых маршрутов в этом году сократился. Так, в 2014 году из бюджета предполагалось дотировать 33 направления. В 2015 году сохранили лишь 27, еще два маршрута (Уфа — Самара и Уфа —Ижевск) ввели впервые. Так, в расписании перевозчиков не оказалось авиарейсов из Ульяновска в Пермь и Саратов, которые были прежде. В Dexter пояснили, что «не подавали на них заявку». «Перечень вообще значительно сокращен, и дело не столько в Росавиации, сколько в том, что компаниям по силам взять только эти рейсы, выбраны наиболее востребованные», — сказал „Ъ“ замминистра строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области Андрей Тюрин.
Наличие рисков в программе региональных перевозок признает и глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев: «Тут и так все понятно: в сегодняшней экономической ситуации издержки авиакомпаний растут, уровень субсидий не меняется, а платежеспособный спрос снижается, и некоторое снижение прогнозируемо». Однако, по его мнению, «очевидно, что некоторые маршруты удалось раскатать, и там уже применяются самолеты Л‑410, а на каких-то маршрутах, наоборот, не очень хорошо». «Даже с учетом снижения спроса можно оптимизировать сеть, просто нужно динамично управлять маршрутной сетью и провозными емкостями, устанавливая взаимодействие между двумя оставшимися операторами, чтобы с увеличением пассажиропотока ставить Л‑410, а при снижении — Pilatus, но пока правила субсидирования такую гибкость не предусматривают», — заметил эксперт.