Деловая колбаса
«Омский бекон» рассчитывает захватить половину регионального рынка мясной продукции
Вопреки тенденции сворачивания в Омской области крупных инвестиционных проектов «до стабилизации ситуации с курсом рубля», агропромышленная группа «Продо» намеревается вложить в модернизацию входящего в холдинг ОАО «Омский бекон» 13 млрд руб. До 2020 года предприятие рассчитывает увеличить свою долю на региональном рынке колбасных изделий с 38% до 50%. Конкуренты «Омского бекона» считают эти планы малореалистичными в нынешних условиях, а рынок колбасных изделий называют перенасыщенным.
Акционеры агропромышленного холдинга «Продо» приняли решение о масштабной модернизации ОАО «Омский бекон» к 2020 году стоимостью 13 млрд руб., сообщили вчера „Ъ“ в компании. «Сегодня определена этапность реализации проекта, которая подразумевает проведение проектно-изыскательских и начало строительных работ в 2015 году. В результате ”Омский бекон” получит возможность не только увеличить производство свинины в 1,5 раза за ближайшие пять-шесть лет, но и снизить ее себестоимость на 25–30%. Причем ставка делается не столько на повышение поголовья, сколько на эффективность выращивания животных», — рассказал руководитель проекта по строительству свинокомплекса ОАО «Омский бекон» Александр Мартынов. Таким образом, за пять лет компания намерена увеличить долю присутствия на региональном рынке колбасных изделий с 38% до 50%. В «Омском беконе» также рассказали о планах модернизации животноводческого комплекса ООО «Лузинское молоко», однако подробности сообщить отказались. По данным облправительства, всего в планах «Продо» вложить в модернизацию входящих в холдинг омских производств 17 млрд руб.
ОАО «Омский бекон» входит в столичную группу «Продо». Согласно «СПАРК-Интерфакс», в 2012 году ОАО «Омский бекон» (Лузино) получило чистую прибыль в 194,18 млн руб., 2013 год завершило с убытком в 374,59 млн руб. ОАО «Омский бекон» (Калачинск), где перерабатывают лузинскую свинину, по итогам 2013 года получило чистую прибыль в 125 млн руб. В 2014 году, как писал „Ъ“, для повышения рентабельности омских предприятий и сохранения рынков сбыта, руководство холдинга приняло решение о реструктуризации входящих в группу омских предприятий. На базе ОАО «Омский бекон» был создан одноименный холдинг, куда помимо крупнейшего производителя свинины в России вошли ОАО «Калачинский мясокомбинат», ООО «Лузинское молоко», ООО «Лузинское зерно», ОАО «Лузинский комбикормовый завод», транспортная и тепловая компании. Входящее в группу «Продо» ОАО «Птицефабрика Сибирская» осталось вне холдинга.
Областные власти о планах одного из крупнейших в регионе сельхозпроизводителей осведомлены. «Холдинг сообщил о намерении построить семь современных свиноводческих комплексов в Омском районе области, вложить порядка 2,6 млрд руб. в строительство новой птицефабрики в селе Богословка Омского района области, около 1 млрд руб. — животноводческого комплекса в Розовском либо Новоуральском сельских поселениях Омского района. Также — чуть менее 1 млрд руб. — в модернизацию комплекса ОАО ”Лузинский комбикормовый завод”», — сообщили „Ъ“ в министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области. По расчетам чиновников, в ближайшие пять лет агропромышленный холдинг должен увеличить выпуск мяса курицы с 35 тыс. до 70 тыс. т в год, свинины в живом весе — с 47 тыс. до 72 тыс. т в год. Как писал „Ъ“, в сентябре было подписано соглашение между руководством холдинга и правительством региона, согласно которому компании будут компенсированы процентная ставка рефинансирования по кредиту и часть затрат на строительство инфраструктуры.
Участники рынка сомневаются в реалистичности планов холдинга в условиях кризиса. «Деньги сейчас очень дорогие — банковские кредитные ставки возросли с 12% до 25%. Это может притормозить проект», — заявил глава ООО «Агрокомплекс ”Ударный”» Сергей Головачев. «Экономические условия для всех одинаковые — изменившаяся ситуация удлинила сроки реализации таких проектов. Намерения ”Продо” вызывают у меня сомнения», — согласился совладелец группы компаний «Руском» Темури Латария.
Председатель совета директоров ЗАО «Мясоперерабатывающий концерн ”Компур”» Димитрий Галаванов считает рынок колбасных изделий в регионе перенасыщенным. «Рынку некуда расти. Предпочтения населения постепенно переходят к мясу и полуфабрикатам. Поэтому если ”Омский бекон” планирует достичь 50% в Омском регионе, то речь идет, скорее, о перераспределении рынка, в частности, за счет долей конкурентов. Более перспективно увеличивать продажи в соседних регионах, в частности Новосибирске и Казахстане, где у ”Продо” есть представительства», — полагает господин Галаванов.
Эксперты отмечают, что инвестиции в новые свинокомплексы «Продо» может окупить и в текущих условиях в течение 7–8 лет. Вложения же в новую птицефабрику вернутся через 6–7 лет. «Риски проектов умеренные и связаны с отменой эмбарго или с сокращением господдержки. Учитывая озвученные планы по снижению себестоимости и субсидированию процентной ставки по кредитам для инвестиций в основной капитал, доля компании на соответствующих рынках будет расти достаточно быстро», — сказал аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Тимур Нигматуллин.