"Нынешний план — это примерно то же самое, что было шесть лет назад"
Власти одобрили антикризисный план. Об этом сообщил министр финансов Антон Силуанов. Директор Института стратегического анализа компании "ФБК" Игорь Николаев побеседовал с ведущим "Коммерсантъ FM" Петром Косенко.
По словам главы Минфина, реализация антикризисного плана не предусматривает увеличение расходов бюджета. Силуанов добавил, что план рассчитан на год. В документе предусмотрена подготовка новых структурных реформ, чтобы не потратить резервы за один-два года. Объем антикризисного фонда правительства составляет 170 млрд руб. Также, по словам Антона Силуанова, будут найдены ресурсы внутри существующих государственных программ, будут предложены меры по перераспределению ресурсов, по концентрации на наиболее важных и нужных направлениях.
— Как вы можете оценить те параметры этого плана, которые были озвучены господином Силуановым?
— Сдержанно — я так мягко формулирую, сдержанно я могу оценить. Что ожидали, то и получили: ведь еще до того, как этот документ появился, в правительстве говорили, что 2008-2009 год все прошли, что надо делать, известно. Нынешний план — это примерно то же самое, что было шесть лет назад.
— Когда был предыдущий кризис?
— Когда была первая волна мирового финансового кризиса. И тогда точно так же фактически огромные деньги направили в экономику, залили деньгами кризис, безусловный приоритет — банковская сфера, дальше какие-то деньги, естественно, пошли в сколькое хозяйство, промышленный сектор, на решение проблемы безработицы, но главный приоритет — это банки. Но тогда все быстро закончилось. Отличие-то существенное есть: если шесть лет назад не успели испугаться и кризис закончился, то сейчас цены на нефть с такого уровня, как сейчас, — не дай бог, еще более низкого, — не отскочат вверх так быстро, и санкции никто не отменит.
— Но все прогнозируют, что санкционное давление будет только нарастать. По крайней мере, на сегодняшний момент есть такое ощущение. Хорошо, сдержанно. Не получится ли, как это было уже в конце прошлого года, что мы верстаем некий антикризисный план, а через месяц его уже придется переверстывать кардинально?
— Весь его переверстывать не будут, что может быть точно, что, к сожалению, секвестр бюджета может оказаться больше. Если сейчас нам говорили о 10-15%, то может быть и больше. Но в данном плане проще одним пунктом срезать расходы бюджета не на 10%, а на 16%. Вот и скорректировали. Такие корректировки возможны. А что касается приоритетов и сумм, примерно то же самое будет, что сейчас.
— Ожидать перераспределения между глобальными статьями бюджета вряд ли приходится сейчас?
— Да, и ожидать, что действительно вдруг осознают, что это то, что нам говорили по налогам, предоставят регионам право снижать налоги для малого бизнеса, это окажется совсем не то, потому что регионы и так в тяжелом финансовом состоянии, и предоставить право это не значит, что эти налоги действительно будут снижаться.
— А, скорее всего, они могут и повышаться.
— Конечно, потому что регионы настолько напрягались в предыдущие годы в выполнении тех же майских указов президента, что в тяжелом финансовом состоянии. А теперь у нас такая мера, регионам предоставили право снижать налоги, а деньги-то они где будут брать? Конечно, кто-то что-то снизит, но мощная антикризисная мера, как это сейчас преподносится, так рассматривать это, конечно, нельзя.
— Хорошо, если можно, ваши размышления на счет перспектив выполнения этого бюджета, если нынешний тренд будет продолжаться на конец года?
— Вот в чем мы не должны сомневаться, что деньги потратят, так что с этой формальной точки зрения выполнен будет план? Будет. А там 1,375 трлн руб. потратим, может быть, даже и больше. Не выполнено будет другое, мы скатываться или углубляться в этот самый кризис не перестанем. Вот на что должен быть направлен именно антикризисный план, так что в этом смысле перспективы у этого плана не очень хорошие. Он будет выполнен, но своей задачи он не решит.