"Американцы стремятся избавиться от зависимости от России по доставке астронавтов на МКС"
NASA планирует отказаться от помощи России в отправке своих астронавтов на МКС. К 2017 году компании SpaceX и Boeing должны построить собственные космические аппараты, которые позволят США обходиться без российских кораблей. Однако ожидать полного прекращения сотрудничества России и Америки в космической отрасли не стоит, говорят эксперты.
NASA начнет отправлять своих астронавтов на орбиту без помощи России в 2017 году. Об этом заявил глава американского космического агентства Чарльз Болден. При этом собственные запуски позволят США сэкономить. Сейчас NASA платит Роскосмосу по $70 млн за каждого члена экипажа при его отправке на МКС. А полет на своих кораблях будет обходиться агентству в $58 млн. Разработкой космических аппаратов займутся компании SpaceX и Boeing. Сейчас США вынуждены пользоваться российскими кораблями "Союз" при доставке астронавтов на Международную космическую станцию. Однако глава NASA Чарльз Болден выразил надежду, что через два года ему больше не придется подписывать чеки для Роскосмоса.
"Все это время мы усердно работали над тем, чтобы перевести космические запуски на территорию США и избавиться от зависимости от России в полетах на Международную космическую станцию. Мы бы не собрались здесь сегодня, если бы не компании SpaceX и Boeing, которые получили важнейшую задачу, и благодаря которым мы намерены осуществлять свои космические запуски. Мы планируем провести испытания своего корабля в феврале 2017-го, первый орбитальный запуск без команды на борту состоится в апреле того же года, а в июле состоится пилотируемый полет", — заявил Болден.
В апреле прошлого года на фоне ухудшения отношений Москвы и Вашингтона NASA заявило о приостановке сотрудничества с Роскосмосом. Исключение было сделано лишь для программы МКС. Позже вице-премьер Дмитрий Рогозин, который курирует космическую отрасль в России, предложил NASA "доставлять своих астронавтов на МКС с помощью батута". К организации запуска астронавтов на собственных кораблях американцы идут уже много лет, и скорее всего, в 2017 году планы действительно будут реализованы. Это отметил академик Российской академии космонавтики им. Циолковского Александр Железняков.
"Конкурс на создание оперативного корабля для доставки астронавтов на МКС был объявлен несколько лет назад, и в прошлом году американцы определили победителей: компании SpaceX и Boeing, которые и должны строить космические корабли. Планы достаточно реальные, по крайней мере, Boeing к 2017 году действительно в состоянии создать новый пилотируемый корабль и начать регулярные полеты на МКС. Американцы, в силу ряда политических причин, стремятся избавиться от зависимости по доставке астронавтов на МКС", — рассказал "Коммерсантъ FM" Железняков.
Согласно планам американского космического агентства, обе компании — SpaceX и Boeing — создадут не менее двух транспортных кораблей каждая, на случай неисправностей. Отказ NASA от услуг Роскосмоса по транспортировке членов экипажа на МКС не означает полного разрыва отношений России и США в космической отрасли. Это отметил редактор-корреспондент журнал "Новости космонавтики" Андрей Красильников.
"Надо иметь в виду одну вещь: эти дополнительные заказы от NASA в виде двух кораблей с их астронавтами, которые мы вынуждены делать, загружают ракетно-космические корпорации и немного отвлекают ресурсы от других более важных дел, в том числе, лунной программы. В принципе, у нас не только по МКС завязано сотрудничество с NASA, и по межпланетным станциям тоже, мы приборы туда поставляем, в том числе, программа по отправке двигателей РД-180 и РД-181. Мне кажется, что сотрудничество только на МКС не ограничится", — полагает Красильников.
В сентябре 2014 года Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства заключила со SpaceX и Boeing контракт на общую сумму $6,8 млрд. Согласно его условиям, компании должны обеспечить доставку космонавтов на МКС.