Полеты в узком кругу
Большее число субсидируемых рейсов из Уфы будет выполнять меньшее число перевозчиков
Власти Башкирии намерены сохранить на уровне прошлого года дотации авиаперевозчикам, участвующим в программе субсидируемых полетов между столицами регионов Приволжского федерального округа (ПФО). В бюджете республики на эти цели заложено 30 млн рублей, около 45 млн рублей. должно выделить федеральное правительство. Несмотря на кризис, авторы программы рассчитывают даже несколько увеличить маршрутную сеть из Уфы с шести направлений до семи. При этом число перевозчиков, вовлеченных в программу, сократится до двух после ухода с рынка татарстанской «Ак Барс Аэро». В оценках перспектив продолжения субсидируемой программы полетов в сегодняшних экономических условиях эксперты разошлись.
В госкомитете по транспорту Башкирии вчера сообщили „Ъ“, что намерены сохранить на прошлогоднем уровне финансовое участие региона в программе субсидируемых авиаперелетов между городами ПФО. Она выполняется с апреля 2013 года. На текущий год в бюджете региона заложено на дотации участникам программы 30 млн руб., финансовое участие федерального центра, как предполагается, составит около 45 млн руб.
Как следует из сообщения Росавиации, перечень направлений из Уфы в города ПФО по программе в этом году может быть даже расширен — с шести до семи. Из него исключены полеты в Йошкар-Олу, но к выполняемым рейсам в Оренбург, Пермь, Киров, Ульяновск и Чебоксары добавились полеты в Самару и Ижевск.
Возросшее количество рейсов будет выполнять меньшее число перевозчиков. После ухода с рынка татарстанской авиакомпании «Ак Барс Аэро», отказавшейся в начале года от свидетельства эксплуатанта, участниками программы остались «Оренбуржье» (входит в ГУП «Международный аэропорт Оренбург», выполняет рейсы на 19-местных L-410) и авиатакси Dexter («Декстер», ЗАО «Авиа менеджмент груп», эксплуатирует 9-местные Pilatus PC-12). «Оренбуржью» отдали рейсы в Ижевск, Самару, Оренбург и Пермь, «Декстер» взял остальные направления. Продажу авиабилетов по основной части этих направлений авиакомпании уже открыли: по информации официальных сайтов перевозчиков, они намерены выполнять их с февраля. Тарифы в зависимости от пункта назначения колеблются от 2,16 тыс. руб. до 4,25 тыс. руб. за перелет в один конец. При этом для Оренбурга и Ульяновска они увеличились на 2,5–9,6%, а по другим городам снизились на 1–7,7%.
• Финансовых итогов программы субсидируемых авиаперелетов в Башкирии в прошлом году в региональном госкомтрансе не раскрывают. С апреля по ноябрь 2013 года, по данным ведомства, программой воспользовались около 17 тыс. пассажиров. В общем пассажиропотоке аэропорта Уфы их доля составила лишь 0,77%. В 2013 году программа позволила вывести на окупаемость рейсы из Уфы в Казань, Нижний Новгород и Самару. Все они выполнялись «ЮТэйром». Одновременно дотации государства привели к увеличению стоимости перелета Уфа-Казань: до появления субсидируемой программы перевозчик продавал это направление на 30% дешевле. Из 12 направлений из Уфы, первоначально включенных в программу в 2013 году, сохранилась лишь половина: спрос на остальные обеспечить не удалось.
Отметим, что в этом году правительство РФ смягчило условия участия перевозчиков в программе. Верхний порог загрузки рейсов, с которого субсидии отменяются, а рейс признается окупаемым, повышен с 6 тыс. до 10 тыс. человек в месяц. Упрощена и схема пересмотра маршрутной сети: теперь по обращению перевозчиков ее может изменять Росавиация, а не правительство РФ, как в предыдущие годы.
Председатель совета директоров «Авиа менеджмент груп» Антон Генералов, комментируя „Ъ“ итоги исполнения программы, сообщил, что она позволила авиакомпании раскатать рейсы из Уфы в Ульяновск и Киров с нуля до средней загрузки на конец прошлого года 34% и 64% соответственно. «Маршрут в Ульяновск, например, хотели отменить, но он показал неплохие результаты к концу года, и его было решено оставить в программе»,— отметил он. Перспективным господин Генералов считает и рейс в Чебоксары, прежде выполнявшийся «Ак Барс Аэро». Он ожидает его загрузку в районе 50%.
Отраслевые эксперты оценивают эффект от продолжения программы субсидирования региональных рейсов по-разному. Руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев полагает, что главным позитивным итогом является тот факт, что «некоторые рейсы все-таки раскатываются, люди привыкают летать, поэтому естественным образом стоимость перевозки каждой последующей тысячи пассажиров снижается». При этом, признает эксперт, «эта стоимость все же остается очень дорогой». Тот факт, что «размер субсидий и предельного тарифа на такие перелеты вслед за курсом доллара не увеличились, а издержки перевозчиков, связанные с обслуживанием самолетов, приобретенных за доллары, возросли», господин Пантелеев трактует как негативный, так как «бюджетная поддержка в данном случае не компенсирует этих затрат».
По мнению главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова, при отсутствии стабильного туристического трафика или экономических связей между городами, вовлеченными в программу, перспектив выхода на окупаемость перелетов между ними нет. «Как только субсидии отменят, на этих рейсах тут же перестанут летать»,— уверен он. Скепсис эксперта связан и с общим ухудшением экономической ситуации в стране. «2015 год для авиационной отрасли в целом будет очень тяжелый»,— полагает он.