PayPass спускается в подземку
Петербургский метрополитен совместно с MasterCard и банком "Санкт-Петербург" запустил новую систему оплаты
Вчера Петербургский метрополитен совместно с платежной системой MasterCard и банком "Санкт-Петербург" объявил о внедрении услуги приема платежей по технологии PayPass. На каждой станции петербургской подземки будет по одному турникету, который сможет принимать к оплате банковские карты, телефоны, часы, браслеты и другие носители, в которые внедрен чип MasterCard PayPass. Эксперты не ждут негативного влияния на развитие этого сервиса на фоне охлаждения отношений РФ с Западом, поскольку Visa и MasterCard согласились работать через Национальную систему платежных карт в России.
Во вторник представители администрации города, Петербургского метрополитена, компании MasterCard, банка "Санкт-Петербург", обеспечивающего эквайринг безналичных расчетов, а также компании Uniteller, отвечающей за процессинг, устроили для прессы показательный тест-драйв возможностей бесконтактной оплаты проезда с технологией PayPass, которую развивает международная платежная система MasterCard.
Суть в том, что банк-эмитент может оснащать чипами с технологией PayPass любой носитель — от банковской карты и телефона до часов и стикеров. Перерыв между следующим использованием носителя составляет десять минут, чипы защищены от дублирующегося списывания денег.
Как пояснил глава комитета по транспорту Александр Воробьев, реализация этого проекта проходит в рамках подготовки инфраструктуры города к чемпионату мира по футболу по поручению губернатора. Он отметил, что подобная технология может быть внедрена и на наземном транспорте — как муниципальном, так и частном.
Операционный директор MasterCard в России Андрей Тарусов заявил, что использование бесконтактной системы оплаты позволит сэкономить на логистике жетонов. "В Москве и Подмосковье у нас есть ряд совместных проектов на транспорте, первым из них, в частности, был "Аэроэкспресс", услуги которого можно оплачивать посредством PayPass", — сказал он.
Глава Петербургского метрополитена Владимир Гарюгин рассказал, что сейчас на каждой из семидесяти двух станций метрополитена ридером для чтения устройств с чипом PayPass оснащено по одному турникету. По его словам, в будущем возможно оснащение всех 650 турникетов такими ридерами, но пока такой необходимости нет. "Внедрение новой системы оплаты даст возможность оптимизировать деятельность касс метрополитена. Стоит отметить, что около тридцати процентов всех пассажиров пользуется жетонами", — рассказал господин Гарюгин.
Что касается банка "Санкт-Петербург", то оснащение турникетов ридерами для устройств с PayPass — это не первый совместный проект кредитной организации с петербургской подземкой. В прошлом году банк выиграл конкурс на оборудование касс метрополитена банковскими терминалами.
По словам заместителя председателя правления банка "Санкт-Петербург" Павла Филимоненка, инвестиции на оснащение семидесяти двух турникетов ридерами составляют 4 млн рублей. "Технически оборудовать все турникеты метрополитена можно будет до конца 2015 года. Инвестиции в один турникет составляют чуть более 50 тыс. рублей", — рассказал он.
Сейчас у банка эмитировано около 1 млн карт, 300 тыс. из них оснащены чипом PayPass. По данным сайта MasterCard PayPass, в России около 30 банков может эмитировать карты с такими чипами, в том числе Сбербанк, Альфа-банк, Ситибанк, банк "Петрокоммерц" и другие кредитные организации.
В банке "Санкт-Петербург" пояснили, что зарабатывать финансовая организация будет на комиссии от трансакций. Назвать конкретный процент господин Филимоненок отказался, добавив лишь, что в среднем по рынку он составляет 2-3%.
Помимо MasterCard PayPass, турникеты также смогут принимать носители с аналогичной услугой у платежной системы Visa — PayWay.
До внедрения этой технологии в Петербургском метрополитене расплачиваться с помощью технологии MasterCard PayPass можно было в Эрмитаже, в ряде магазинов, таких как "Карусель", Prisma, "Лэнд", Spar и других, кинотеатрах, например, в "Формуле кино", "Каро Фильм", на АЗС и в других местах.
Тимур Нигматуллин, аналитик ИХ "Финам", считает, что один из основных показателей, на который ориентируются руководители метрополитена Москвы и Петербурга, — число недовольных очередями в метро пассажиров. "Развитие бесконтактных способов оплаты с набором дополнительных функций позволяет существенно сократить данный показатель. Например, по некоторым оценкам, введение в Москве карты "Тройка" привело к его сокращению с 30 до 9%. На мой взгляд, технология MasterCard PayPass будет способствовать дальнейшему улучшению качества обслуживания. Насколько мне известно, схожая технология от Visa и MasterCard активно тестируется в Московском метрополитене. Несмотря на то, что, по российским меркам, в Москве высок уровень проникновения банковских бесконтактных карт среди населения, относительное число таких платежей пока невелико. Я их оцениваю как 0,5-1% от общего числа. Учитывая, что международная платежная система Visa вслед за MasterCard согласилась работать через Национальную систему платежных карт в России, я не жду негативного влияния на работу сервиса текущего охлаждения отношений РФ с Западом", — заключает он.
Антон Сороко, аналитик ИХ "Финам", полагает, что для банка участие в данном проекте в первую очередь является имиджевым решением, так как в первые годы пользоваться таким способом оплаты будет очень маленькая доля пассажиров (от 0,5 до 1%). "По нашим оценкам, банк при этом будет получать выручку в размере от 2,5 до 4 млн рублей. В будущем же, когда такой вариант будет становиться все более популярным, а новых инвестиций со стороны банка требоваться не будет, этот проект станет неплохим источником чистой прибыли, правда, в рамках всего бизнеса кредитной организации такие цифры все равно не будут выглядеть основополагающими", — констатирует господин Сороко.