Проверка на прочность
Страховой рынок ждут количественные и качественные изменения
Эксперты отмечают, что страховой рынок снизил темпы и показывает убыточность по ряду продуктов. По предварительным подсчетам, динамика совокупного объема сборов на российском страховом рынке за 2014 год не превысит 7%. В текущем году страховщики акцентируют внимание на качестве портфеля и рентабельности работы. Игроки возлагают надежды и на государственные инициативы по стимулированию страхования.
Без позитива
Данные по итогам развития страхового рынка в 2014 году еще не сформированы, но уже по предварительным оценкам в большинстве значимых сегментов произошло замедление динамики или даже снижение сборов. По данным аналитиков ОАО «СОГАЗ» по ЮФО и СКФО, минимальный за последние годы прирост — 3,5–4% — показал рынок страхования юрлиц. (Еще в 2012 году он показывал прирост в 53%). В целях оптимизации расходов руководители предприятий исключили ряд избыточных, по их мнению, статей, в которые вошло и страхование. Татьяна Максимова, территориальный директор ОАО «СОГАЗ» по ЮФО и СКФО, отмечает, что по итогам года сборы по страхованию от несчастных случаев и болезней в сегменте юрлиц могут показать снижение на 3–4% после роста на 23,9% в 2013 году.
Серьезное замедление рынка связано и с сокращением расходов населения на добровольные виды страхования. Страхование жизни, которое на протяжении последних лет обеспечивало динамику роста страховых премий в розничном секторе, снизило темпы в три раза. Рост его в третьем квартале 2014 года составил 21% (в аналогичный период 2013-го — 63%). Прирост сборов по страхованию от несчастного случая, который был вторым в рейтинге добровольных видов страхования (ДС) (+36% в третьем квартале 2013 года, по данным «Росгосстраха»), в 2014 году демонстрировал отрицательную динамику. Участники рынка констатируют, что основными драйверами роста розничных видов ДС в последние годы были продажи кредитных автомобилей и ипотека. Для получения целевого кредита заемщик, по условиям кредитного договора, должен был оформить страховой полис. Но к концу 2014 года темпы кредитования резко снизились.
Обязательные и убыточные
В обязательных видах страхования (ОС) ситуация не лучше. Несмотря на инициативы государства в самом популярном виде ОС — ОСАГО — проблемы обостряются. «Первоочередная проблема ОСАГО — недостаточность тарифов, особенно острая в ряде областей с невысокими региональными коэффициентами»,— считает руководитель дивизиона «Юг» компании «Ренессанс Cтрахование» Ольга Бушуева. «По предварительным расчетам аналитиков СОГАЗа, к концу 2014 года сборы страховщиков в этом сегменте рынка увеличились на 13–15% — в первую очередь за счет увеличения базовых ставок тарифов на ОСАГО. Однако вряд ли это принципиально изменит ситуацию с убыточностью „автогражданки“, поскольку поправки в закон об ОСАГО (увеличение страхового лимита по причинению вреда жизни и здоровью) и девальвация рубля будут способствовать увеличению страховых выплат»,— комментирует Татьяна Максимова.
Обязательное страхование опасных объектов (ОСОПО) сегодня охватывает, по разным оценкам, лишь 65–80% опасных предприятий. Сборы страховщиков по ОСОПО, по предварительным данным, по итогам года снизились на 35%. «Даже штрафы не смогли обеспечить полноценный охват рынка опасных объектов. Что касается Краснодарского края, здесь мы также наблюдаем падение сборов, за первое полугодие 2014 года сборы сократились практически на 40% относительно аналогичного периода прошлого года»,— констатирует Александр Казаков, директор Краснодарского филиала компании «Росгосстрах».
Относительно новый вид обязательного страхования — страхование ответственности перевозчиков (ОСГОП) — показав за два года хорошие результаты по охвату рынка, не внушает оптимизма по объему страховых сборов. По словам Александра Казакова, с момента принятия закона об ОСГОП 1 января 2013 года страховым покрытием было охвачено 13,8 млрд перевозимых пассажиров, что дает 87%-ный охват страхового поля. Но уже в 2014 году сборы по ОСГОП снизились, по сравнению с 2013-м примерно на 10–15%.
Все это, по словам президента Всероссийского союза страховщиков Игоря Юргенса, привело к далеко не блестящей ситуации на страховом рынке: темпы прироста взносов резко сократились, убыточность драматически выросла, а рентабельность собственных средств упала до минимального за последние пять лет значения.
Культурная эволюция
Нынешнее положение — результат не столько экономического кризиса (хотя и он оказал на рынок немалое влияние), сколько накопившихся системных проблем в страховании. В лучшие времена драйверы обеспечивали рост объемов, и решение этих проблем отодвигалось. В сегментах-лидерах страховые премии росли, это уравновешивало низкую прибыльность других сегментов. Но сегодня необходима комплексная стратегия. Обязательные виды страхования дают максимальный охват рынка, добровольные — основной объем страховых премий. Качественная работа с клиентом в сегменте ОС, высокий уровень сервиса могут стать для него аргументами в пользу заключения договора по ДС. «Уровень страховой культуры пока остается крайне низким, и именно обязательные виды страхования позволяют потенциальным клиентам познакомиться на практике с тем, как работает страховая защита, и в последствии стать клиентом страховой компании по добровольным видам»,— считает Ольга Бушуева. «ОСАГО в свое время стал локомотивом для роста рынка розничного страхования в целом, поскольку не только гарантировал защиту пострадавшим участникам дорожного движения, но и позволил привлечь внимание потребителей к страхованию как инструменту финансовой защиты их интересов», — добавляет Александр Казаков.
Повышению уровня страховой культуры в перспективе может способствовать закон о механизмах оказания помощи гражданам на восстановление (приобретение) имущества, утраченного в результате ЧС — пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий. Он был внесен в Госдуму в конце прошлого года и направлен на стимулирование добровольного страхования имущества граждан от чрезвычайных ситуаций. В случае потери единственного жилья в результате ЧС на полную компенсацию от государства, согласно документу, может рассчитывать лишь тот, кто предварительно застраховал свою недвижимость. «Если сейчас свое имущество страхуют не более 5–7% россиян, то в будущем этот показатель может вырасти в разы, а объем рынка страхования жилья может превысить 300 млрд руб., что составляет почти треть от нынешнего объема страхового рынка России»,— считает Татьяна Максимова.
Обнадеживающей новостью для страховщиков стало введение государственных мер, стимулирующих добровольное страхование жизни (ДСЖ). С 1 января 2015 года граждане, заключившие договоры ДСЖ, смогут вернуть себе часть средств, удержанных в виде налогов со страховых взносов. «Как показывает опыт других стран, введение льготного налогового режима служило одним из важнейших стимулов для ускоренного развития страхования жизни. Такая норма выгодна и государству. Во всем мире долгосрочное страхование жизни является одним из источников поступления „длинных денег“ в экономику. Они могут размещаться на длительный период в государственные ценные бумаги и быть источником финансирования крупных инфраструктурных проектов»,— комментирует Татьяна Максимова.
Меньше, да лучше
В условиях низкой прибыльности ряд страховщиков решили акцентировать свое внимание прежде всего на качестве портфеля и его рентабельности, приостановив работу в наиболее убыточных сегментах корпоративного и розничного бизнеса — сельхозстраховании, ОСАГО и т. д. Российские «дочки» зарубежных игроков (наиболее крупные из них — компании «Альянс» и «Цюрих») уже во втором полугодии 2014 года отказались от планов дальнейшего развития розницы в России. «Если встанет вопрос — работать в убыток, но при этом сохранить сборы и долю на рынке, или снизить долю на рынке и обеспечить прибыльность бизнеса и финансовую устойчивость компании,— многие страховщики первой десятки выберут второй вариант»,— комментирует вице-президент СК «АльфаСтрахование», директор Южного регионального центра Евгений Череменин.
Перераспределение рынка происходит и в связи с уходом компаний. Причины — банкротство либо отзыв лицензии. Самыми громкими на рынке стали банкротства компаний «ГУТА-страхование» и «Россия». Тем не менее игроки топ-30 считают, что это позитивные изменения, так как в ситуации кризиса запускается механизм самоочищения рынка от слабых, ненадежных, непрофессиональных либо недобросовестных игроков. Эксперты отмечают также, что на рынке усилятся позиции страховщиков с государственной долей в капитале. Они в меньшей степени зависимы от зарубежного капитала в вопросе перестрахования рисков.
Планировать, а не пикировать
В своих прогнозах страховщики очень осторожны. «Хотя мы и не ожидаем в этом году падения рынка — его объем, по нашим прогнозам, увеличится на 5–7% — это, к сожалению, не будет означать роста рынка с точки зрения его ключевых показателей: уровня проникновения страхования, доли страхования в ВВП или объема премии на душу населения»,— озвучивает прогноз на текущий год Татьяна Максимова. «С учетом уровня инфляции объем рынка фактически даже снизится,— считает Ольга Бушуева.— Вместе с тем меры, которые принимает для оздоровления рынка ЦБ, в том числе по недопущению демпинга и очистке рынка от финансово неустойчивых компаний, позволят рынку избежать многих сложностей последнего кризиса и становиться все более прозрачным, профессиональным и организованным».
Игроки делают ставку на выработку совместно с государством эффективных механизмов ОС, формирование привлекательных предложений по ДС и развитие сервиса. «Главной задачей для нас остается развитие добровольных видов страхования, повышение качества обслуживания путем предоставления нашим клиентам максимального перечня финансовых услуг в офисах продаж»,— поясняет Александр Казаков.
Возможность сокращения издержек и повышения сервиса игроки видят в развитии продаж через интернет. По словам Евгения Череменина, уже сейчас на сайте компании в среднем жителями Юга онлайн оформляется более 120 полисов в день. «Самых продвинутых интернет-пользователей мы наблюдаем на Кубани, где в среднем в день онлайн жители края оформляли в 2014 году по 52 полиса, на втором месте Ростов-на-Дону — 37 полисов»,— уточняет эксперт. Однако руководитель Южной региональной дирекции СГ «Уралсиб»Евгения Аболымова считает, что двухзначный рост интернет-продаж обусловлен эффектом низкой базы, и о существенной доле сегмента говорить пока рано.
Татьяна Максимова уверена, что 2015 год станет серьезным вызовом для всего страхового рынка. От своевременной и объективной оценки ситуации, связанной с неблагоприятной конъюнктурой, готовности к затяжному провалу будет во многом зависеть выживание страховщиков. При этом после выхода из кризиса, по оценкам Евгения Череменина, на рынке останется гораздо меньшее число страховщиков. «Оптимизация числа страховых компаний, формирование сильных, сервисных, финансово устойчивых, способных выживать и развиваться в сложных условиях мировой и российской экономики — это как раз то, что нужно для совершенствования страховой отрасли России, нужно нашему обществу»,— заключает он.