На налоговиков свалилась «МАНа» небесная
С торговой сети хотят взыскать недополученные налоги
Двенадцатый апелляционный суд (Саратов) отказал крупному волгоградскому ритейлеру ООО «МАН» в отмене решения налоговой инспекции, согласно которому компания должна выплатить больше 360 млн рублей — недоплаченные налоги, а также штрафные санкции по ним. Налоговики считают, что «МАН» уходил от налогов путем «дробления бизнеса». Торговая компания, вероятно, будет оспаривать судебное решение в кассационном порядке. Наблюдатели сходятся во мнении, что претензии налоговиков к «МАНу» могут негативно сказаться на всей региональной торговле, поскольку ритейлер связан со многими местными поставщиками.
В апреле прошлого года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 2 по Волгоградской области опубликовала решение о привлечении ООО «МАН» к ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговики установили, что компания занизила суммы налоговых отчислений через занижение выручки от реализации. Схема была осуществлена через подконтрольного предпринимателя «ИП Бочаров П. С.», считают налоговики. По данным ведомства, торговые точки ИП располагались в помещениях, принадлежащих или арендованных «Маном», при этом реализация товаров проходила через единую кассовую линию. Кроме того, установлено, что документация и информационная база индивидуального предпринимателя находились в офисе ООО «МАН»; совпадали и IP-адреса компаний, а сам предприниматель Павел Бочаров, согласно сведениям МИФНС № 2, «с 2003 по 2012 год позиционировал себя сотрудником ООО „МАН“». Поскольку к индивидуальному предпринимателю применялась схема уплаты единого налога на вмененный доход, это, согласно материалам налоговой инспекции, позволило ООО «МАН» снизить уплату налога на прибыль на 124 млн рублей, НДС на 144 млн, еще около 96 млн, согласно решению налогового органа, компании вменялось заплатить в виде пеней и штрафов.
ООО «МАН» с этим решением не согласилось и обжаловало его в Арбитражном суде Волгоградской области. 1 октября арбитраж постановил, что решение МИФНС № 2 не соответствует Налоговому кодексу РФ, и отменил его на основании того, что «факт умышленного участия налогоплательщика в схеме ухода от налогообложения не установлен, вывод налогового органа о недобросовестности налогоплательщика основан на предположениях и непроверенной информации». Налоговики это судебное решение обжаловали в апелляционном порядке. Двенадцатый апелляционный суд доводы ведомства поддержал, однако подробности решения пока неизвестны — мотивировочная часть постановления еще не опубликована.
Торговая сеть «МАН» включает в себя более 60 магазинов на территории Волгоградской области. Выручка ООО за 2013 год — свыше 1 млрд 74 млн рублей, чистая прибыль — 148 млн рублей. Владелец компании — экс-депутат областной думы Андрей Воробьев.
В компании «МАН» вчера не смогли сформулировать свою позицию по разбирательству, сославшись на отсутствие руководителей. Источник, близкий к собственнику компании, пояснил, что юристы «МАНа» ждут текста постановления, после получения которого компания «обязательно озвучит свою позицию». «В любом случае, вопрос о том, что они прямо завтра должны что-то заплатить, не стоит», — пояснил собеседник.
По информации от высокопоставленного чиновника администрации Волгоградской области, собственник ООО «МАН» уже перечислил на счет налоговой инспекции указанную недоимку за исключением суммы штрафных санкций. «Это сделано для того, чтобы обезопасить себя и бизнес от преследований, эту сумму, конечно, он будет взыскивать обратно через суд», — отметил источник.
Гендиректор ЗАО «Финансовый брокер „Август“», кандидат экономических наук Карэн Туманянц отмечает, что в Налоговом кодексе понятия «дробление» нет, а аналогичные претензии обосновываются судами не буквой, а духом закона. «История вопроса уходит корнями в дело „ЮКОСа“, после этого суды стали писать об изучении фактического состояния, экономической целесообразности и тому подобное. Разумеется, на инвестиционный климат это влияет негативно, тем более что в региональном бюджете совокупная доля доходов от торговли уже превышает поступления от обрабатывающей промышленности. При этом торговлю продолжают воспринимать как нечто второстепенное, она не значится в программах господдержки», — говорит господин Туманянц.
Член президиума совета волгоградского отделения «Деловой России» Андрей Сукачев согласен с мнением, что с экономической точки зрения ситуация вокруг «МАНа» оказывает дестабилизирующее воздействие. «Это хорошая, знаковая местная компания, уважающая своих клиентов и поставщиков. „МАН“ никогда не гнался за сверхприбылью в ущерб качеству своего ассортимента, а от его стабильности зависит и успешное функционирование многих добросовестных поставщиков, — говорит господин Сукачев. — Бизнес-сообщество рассчитывает, что они найдут выход из ситуации».
Отметим, что, по сообщению ряда волгоградских СМИ, компания «МАН» некоторое время назад пользовалась некими преференциями властей, что позволяло развивать бизнес ускоренными темпами. С приходом на пост губернатора Волгоградской области Андрея Бочарова эта бизнес-структура, по-видимому, выпала из круга «фаворитов». В отношении компании начались проверки, а господин Бочаров не продлил контракт с братом Андрея Воробьева Алексеем, работавшим министром печати и информации в правительстве области. Сам владелец торговой сети не переизбрался в новый состав областной думы. Отметим, что проверка, по результатам которой МИФНС № 2 обвинила ООО «МАН» в занижении налоговых отчислений, закончилась в декабре 2013 года, однако ее выводы воплотились в решение ведомства только в конце апреля 2014 года (уже после того, как Андрей Бочаров сменил Сергея Боженова на посту губернатора. — „Ъ“).
«Факты по этому поводу мне неизвестны, но вообще вести мало-мальски серьезный бизнес в России без административной поддержки, прямо скажем, достаточно тяжело. Соответственно, риск в том, что со сменой администратора кардинально меняются условия и бизнес сохранить тяжело», — отмечает Карэн Туманянц.
Управляющий партнер юридической фирмы «Мейер, Яковлев и партнеры» Олег Елкин отмечает, что подобные основания в налоговых проверках — обычное дело, а вот до судебных дел обвинения в «дроблении» доходят редко. «В конкретном случае, уверен, точку в вопросе ставить рано. Скорее всего, разбирательство перейдет на уровень кассационной инстанции Поволжского округа», — считает господин Елкин.