Инвестиции в «Евро»
ЗМЗ вложится в серийное производство двигателей стандарта «Евро-5»
ОАО «Заволжский моторный завод» (ЗМЗ, входит в группу Sollers) инвестирует 54 млн руб. в организацию серийного производства двигателей экологического класса «Евро-5». Компания уже вложила 40 млн руб. в конструкторскую разработку и изготовление опытных образцов двигателей нового класса и с 2016 года начнет серийный выпуск новых двигателей. По словам аналитиков, у производителя нет выбора: с 2016 года все продаваемые в России автомобили должны оснащаться двигателями «Евро-5». При этом значительного снижения спроса на двигатели ЗМЗ со стороны основных заказчиков, несмотря на ситуацию в экономике, эксперты не ожидают.
Технологическая подготовка производства к серийному выпуску двигателей экологического класса «Евро-5» является вторым этапом ЗМЗ по производству новых моторов. В 2014 году на первом этапе проекта компания инвестировала 40 млн руб. в конструкторскую разработку двигателей нового класса, а также в создание опытных образцов.
Во второй этап проекта завод инвестирует 54 млн руб. собственных средств. Как рассказали „Ъ“ в пресс-службе ЗМЗ, на эти средства планируется закупить оснастку, новое оборудование, приспособления и инструменты, а также модернизировать действующее оборудование. «С 2016 года, согласно законодательству, в России все выпускаемые автомобили должны оснащаться двигателями с классом не ниже „Евро-5“. И чтобы сохранить нишу на рынке, мы ведем разработку новых двигателей в соответствии с параметрами, заданными нашими основными партнерами», — пояснила „Ъ“ руководитель департамента информации и общественных связей ОАО ЗМЗ Мария Назарова. По ее словам, 78% от общего объема выпускаемых двигателей поставляется на Ульяновский автомобильный завод (УАЗ, также входит в Sollers), также среди основных контрагентов — Павловский автобусный завод (ПАЗ, входит в «Группу ГАЗ») и ульяновский производитель китайской коммерческой техники BAW.
В декабре прошлого года завод уже направил основным клиентам опытные образцы двигателей. На ПАЗ для тестирования в составе автобусов ушли два восьмицилиндровых двигателя, на УАЗ — опытные образцы четырехцилиндровых моторов, для BAW — 20 четырехцилиндровых двигателей для малотоннажных коммерческих автомобилей. Серийно двигатели «Евро-5» начнут поставлять потребителям с января 2016 года.
По словам аналитика «ВТБ-Капитал» Владимира Беспалова, требование федерального законодательства обязывает всех производителей с 1 января 2016 года устанавливать двигатели класса «Евро-5», поэтому основному поставщику двигателей необходимо перейти на новый экологический стандарт, иначе автозаводам придется устанавливать на автомобили иностранные двигатели, более дорогие. «Что касается спроса на двигатели ЗМЗ, то он обеспечивается в основном объемом производства Sollers, прежде всего внедорожников, в объеме около 50 тыс. автомобилей в год, а также вторичным рынком, который сейчас составляет порядка 20 тыс. в год», — отмечает эксперт. Прогнозировать спрос на эти автомобили с учетом нестабильности на рынках аналитик не берется, но не ждет серьезного падения спроса в 2015 году, хотя продажи на вторичном рынке будут постепенно уменьшаться.
По данным Sollers, на фоне 10-процентного падения российского авторынка продажи автомобилей марки УАЗ в 2014 году сократились на 3%, до 49,8 тыс. Лидером роста по итогам 2014 года стал внедорожник UAZ Patriot, продажи которого увеличились на 10%, до 21 тыс. машин. По словам заместителя генерального директора по продажам «Соллерс» Алексея Володина, несмотря на существенную общую негативную динамику на рынке в 2014 году, УАЗ увеличил свою долю рынка среди всех пассажирских и коммерческих автомобилей до 2%. «Безусловно, мы тоже зависим от внешнеполитических и экономических факторов, которые негативно повлияли на автомобильный рынок в России в 2014 году, но в гораздо меньшей степени, чем иностранные производители. Я даю позитивный прогноз для УАЗа на 2015 год. Мы ставим перед собой смелую цель войти в топ-10 по продажам», — отмечает господин Володин.