Дорожная демократия
Жители Новопокровского добиваются от мэрии оформления проезда к деревне
Вчера дума Нижнего Новгорода одобрила организацию собрания жителей деревни Новопокровское (входит в состав Советского района города) по вопросу юридически не существующей дороги. Люди хотят, чтобы единственную грунтовую дорогу, по которой они выезжают из поселка, администрация оформила в муниципальную собственность, отремонтировав ее и взяв на содержание. Однако межевание и постановка на кадастровый учет этой дороги может привести к конфликту интересов с компанией «Инградстрой», которой областные власти продали под комплексную застройку в этом районе крупнейшую городскую территорию — 453 га.
Инициативная группа жителей деревни Новопокровское обратилась в городскую думу за назначением собрания граждан (более 300 человек), чтобы обсудить вопрос передачи в муниципальную собственность дороги от ул. Маршала Малиновского до их деревни. Как рассказала „Ъ“ представитель инициативной группы жителей Елена Пестрикова, деревня Новопокровское вошла в состав Нижнего Новгорода еще в 2006 году, но дорога, по которой люди выезжают в город, юридически не существует. «К городу нас присоединили, а дорогами не обеспечили. Нашу дорогу посыпали только асфальтовой крошкой, которой хватило на три месяца: мы сами ее трамбовали и утаптывали. Сейчас дорогу опять разбили грузовиками. Получается, у нас вообще нет выезда: дорогу не ремонтируют, не чистят, освещения там нет, знаков и светофоров тоже», — пояснила она. Жители Новопокровского хотят, чтобы муниципалитет, оформив право собственности города на эту дорогу и включив в муниципальный реестр, вплотную занялся ее ремонтом и содержанием. В свою поддержку активисты заручились ответами от скорой помощи, МЧС, ГИБДД и МВД. Экстренные службы указали, что для тушения пожаров и оказания неотложной помощи используют дорогу до деревни Новопокровское, хотя в полиции при этом признали, что дорогой общего пользования она не является и жители «самовольно используют» ее для проезда к своим домам.
Гордума, в которую жители по таким вопросам местного значения практически не обращаются, одобрила организацию собрания жителей деревни, делегировав депутата Александра Бочкарева (от мэрии пойдет глава администрации Советского района Денис Новиков). Однако глава администрации города Олег Кондрашов на вопрос „Ъ“, готов ли муниципалитет принять эту дорогу в собственность Нижнего Новгорода, вчера ответил отказом: «Нет, данная дорога проходит по областной земле, и мы на это не имеем права». В информационном письме главе города Олегу Сорокину господин Кондрашов сообщил: «Жители ошибочно полагают, что именно факт регистрации права собственности обяжет администрацию города осуществлять дорожную деятельность в отношении объекта». Глава администрации отметил также, что на содержание этой дороги уже заключен контракт с МП «Коммунальное хозяйство», а ее ремонт возможен лишь «при наличии достаточного финансирования». Добавим, что жители Новопокровского с прошлого года судятся с администрацией, но проиграли в первой инстанции ряд исков, пытаясь обязать городские власти зарегистрировать право собственности на дорогу, отремонтировать ее, благоустроить и так далее.
Отметим, что интересы граждан прямо противоречат планам ООО «Инградстрой» по масштабной застройке Советского района. Напомним, компания после длительных тяжб с ФАС России все-таки получила право долгосрочной аренды на крупнейший в городе земельный массив площадью 453 га. Спорная дорога пересекает часть этой земли. Сейчас «Инградстрой» по заданию мэрии готовит проект планировки и межевания огромной территории в границах ул. Маршала Рокоссовского, Генерала Ивлиева, Казанского шоссе, Щелоковского хутора, дубравы Ботанического сада и южной границы Нижнего Новгорода. В случае оформления дороги в муниципальную собственность участки под нее придется межевать и ставить на кадастровый учет, что либо сорвет планы застройщика, либо внесет в них серьезные коррективы. Гендиректор ООО «Инградстрой» Дмитрий Долинин сообщил „Ъ“, что его адвокаты работают по этому поводу в судах, а «глупые иски» инициирует «один человек». «Это вопрос судебного порядка. Что касается дорог — в генплане развития Нижнего Новгорода обозначена вся дорожная сеть, в том числе местного значения. Без дорог люди в любом случае не останутся», — добавил руководитель «Инградстроя».
На заседании думы Олег Сорокин похвалил жителей за редкую демократическую инициативу. «Не все эти проблемы могут быть мгновенно решены, но то, что сегодня такая форма взаимодействия между жителями, думой и администрацией появляется в повестке, это правильно», — отметил глава города, добавив, что решение собрания жителей будет иметь для городских властей «скорее информационный характер».
«То, что там областная земля, это лишь малая часть правды. Каким образом дорога, по которой люди ездят минимум с 80-х годов прошлого века, оказалась в аренде у частной компании? Фактически это ведь „дорога жизни“ в деревню и пользование ей может прекратиться в любой момент. Судя по многочисленным отказам городской администрации, власти скорее защищают не граждан, а потенциально крупнейшего в регионе застройщика. Следственный комитет как-то сообщал, что проверяет аффилированность этой компании с главой города, может, в этом все дело?» — заявил доверенный уполномоченного представителя жителей поселка Евгений Лазарев.
Собрание жителей по поводу дороги, организацию которого согласовала гордума, намечено на 6 марта. По местному законодательству, итоги собрания будут опубликованы и подлежат обязательному рассмотрению органами МСУ.