Седьмая по счету «Победа»
На московское направление из Уфы выходит лоукостер «Аэрофлота»
Авиакомпания «Победа», позиционирующая себя в сегменте низкобюджетных перевозчиков, с 20 февраля начинает выполнять регулярные ежедневные полеты Уфа-Москва. Дискаунтер станет седьмым перевозчиком на этом направлении. Его билеты выставлены на продажу по цене вдвое ниже, чем у конкурентов. Другие перевозчики, летающие в Москву, пока надеются составить «Победе» конкуренцию.
Дочерний лоукостер «Аэрофлота» «Победа» согласовал в Росавиации выполнение с 20 февраля ежедневных регулярных рейсов Уфа-Москва. Перевозчик намерен летать дважды в день на самолетах Boeing-737-800 с отправкой из Уфы в 5.55 и 23.30 ч, из Москвы — в 0.45 и 18.40 ч. Минимальная цена авиабилета в оба конца, согласно информации на официальном сайте «Победы», составляет 4,3 тыс. руб. С приходом дискаунтера количество рейсов на Москву из Уфы вырастет с 13 до 15 в день. Сейчас на московском направлении из Уфы, обеспечивающем около 40% пассажиропотока на внутренних авиалиниях, работают шесть авиакомпаний — «Сибирь», «Аэрофлот», «ЮТэйр», «Трансаэро», «Уральские авиалинии» и Red Wings. Минимальная стоимость авиабилетов у них варьируется от 7,7 тыс. до 12,5 тыс. руб.
«Победа» создана в прошлом году вместо «Добролета», остановившего в августе полеты из-за санкций ЕС. Компания начала полеты 1 декабря. В текущем году флот «Победы» планируется увеличить до 13 самолетов, компания намерена летать по 30–34 направлениям.
Демпинговая цена «Победы» заставила ее конкурентов заговорить об «игре на выживание», при этом пока они не готовы уходить с рынка. Собеседник в местном подразделении «ЮТэйра» заметил, что выставленный лоукостером промотариф «гораздо ниже себестоимости полетов на этом направлении». «Ресурсов пересматривать стоимость наших билетов нет, мы и так работаем в пределах нулевой рентабельности,— сказал он.— Но покажет время. Пока все настроены так, чтобы биться за рынок». По его словам, загрузка рейсов на Москву в последние полгода оставалась стабильной, но в январе ощущалось небольшое снижение.
«Любое новое предложение, конечно, вызовет перераспределение пассажиропотока,— отмечает генеральный директор Red Wings Евгений Ключарев.— Перспективы сосуществования с „Победой” во многом будут зависеть от ее поведения, например, в Махачкале мы нормально соседствуем». По мнению господина Ключарева, «Уфа одна из самых напряженных и емких пассажирских линий, поэтому семь перевозчиков на Москву это в принципе нормальное количество».
Главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий полагает, что «Победа» может забрать 15–25% суммарного пассажиропотока других перевозчиков: «В принципе это небольшая доля для того, чтобы кого-то серьезно потеснить». С другой стороны, продолжает эксперт, «предыдущий опыт прихода лоукостеров показывал, что их конкурентам приходилось снижать тарифы, чтобы не допустить большого перетекания пассажиров», а в нынешней ситуации «большого резерва для такой экономии у перевозчиков нет». «Так или иначе другим авиакомпаниям придется отреагировать на приход „Победы”. Маневрировать ценами или флотом»,— отмечает эксперт.
Независимый эксперт по рынку авиаперевозок Андрей Крамаренко согласен, что «по доброй воле с рынка никто не уйдет, так как в стране очевидная проблема со спросом на услуги авиакомпаний из-за обвала на международных линиях и не такого большого, как хотелось бы, роста на внутренних». «Поэтому все попытаются остаться, даже несмотря на убытки. Другое дело, что перевозчики кроме „Аэрофлота” и „Сибири” больше рискуют потерять пассажиров, особенно если они рассчитывали деятельность на более дешевого пассажира»,— отметил эксперт.