«Событие месяца по версии газеты «Коммерсантъ-Прикамье»
3 февраля «Коммерсантъ» провел первый в 2015 году бизнес-завтрак в винном ресторане La Bottega. По итогам января событием месяца названо падение рубля и полноценное вхождение страны в экономический кризис.
Для обсуждения финансовых и управленческих аспектов ведения бизнеса в новых экономических условиях были приглашены отраслевые эксперты - Эдуард Матвеев, генеральный директор Управляющей компании «Кастом Кэпитал» и Михаил Городилов, доктор экономических наук, директор департамента экономических, финансовых и бухгалтерских экспертиз Пермской торгово-промышленной палаты.
Гостями бизнес-завтрака стали: Андрей Максимов, директор сети магазинов спортивной одежды Maxxisport, Вячеслав Турпанов, генеральный директор ГК «Горизонт», Анастасия Шиманова, директор по организационному развитию ЗАО «СтеклоДом» и Вера Долганова, директор магазина «Золотая Роза».
Особенностью сегодняшней экономической ситуации участники встречи однозначно назвали длительный период ожидания изменений. Тенденция по замедлению темпов развития экономики прослеживалась еще в прошлом году. Крупные государственные проекты 2014 года, как, например, Олимпиада в Сочи, заставили владельцев бизнеса занять выжидательную позицию, в то время как рядовые потребители потеряли не только доверие, но и интерес к национальной валюте.
За это время экономика пережила и резкие колебания курсов валют, и изменение ключевой процентной ставки, и повышенный спрос на недвижимость, предметы роскоши, и ажиотажный спрос на потребительские товары, и изменение ассортимента товаров в продуктовых магазинах в связи с санкциями Евросоюза в отношении России.
Участники бизнес-завтрака обсудили опыт взаимодействия с банками по вопросам обслуживания действующих оборотных и инвестиционных кредитов, сложности в работе с иностранными и отечественными поставщиками товаров и комплектующих, подходы к организационному управлению.
Эксперты и бизнесмены сошлись во мнении, что нас ждет очевидное падение рынка, по некоторым отраслям оно достигнет 50%. Наиболее ощутимо кризис почувствуют компании, ориентированные на привлечение масштабных инвестиций. В 2015 году вырастет число налоговых проверок. Уже сегодня можно наблюдать ситуацию с неплатежами за поставленный товар под предлогом предоставления некачественной продукции, отказами от заключенных сделок, ростом банкротств, противостоянием хозяйствующих субъектов, ориентацией компаний исключительно на собственные интересы.
Как отметили приглашенные эксперты, для успешного прохождения кризисного периода у собственников компаний должно быть четкое понимание не экономики в целом, а по сегментам бизнеса, необходима оптимизация, сохранение высоко маржинальных направлений. Это будет время проверки бизнеса и партнеров на прочность.