Цена опережает спрос

розница

Январское повышение цен на продукты питания не оставило надежд на то, что продовольственное эмбарго на импортные продукты не скажется на состоянии полок супермаркетов и ценах. По прогнозам аналитиков, цены на импортные продукты питания в ближайшее время вырастут в среднем на 25-50%, что повлечет за собой повышение стоимости и отечественного продовольствия.

Фото: Александр Кряжев, Коммерсантъ

В начале года крупнейшие розничные сети объявили о повышении цен на импортные продукты питания. Только за один месяц, с середины декабря до середины января, по данным экспертов Х5 Retail Group, продуктовая инфляция составила у поставщиков 23%, а в рознице — 19%. По некоторым видам импорта рост цен достиг 45%. Так, больше всего подорожали импортный алкоголь, мясо, сыры, некоторые виды круп, таких как рис и макароны, растительное масло.

"В рознице удалось немного сдержать инфляцию,— говорит начальник управления по связям с общественностью X5 Retail Group Владимир Русанов.— Цены в наших магазинах "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель" мы стараемся сохранить и в сложной экономической ситуации".

"Сразу после сильной девальвации, в четвертом квартале 2014 года, поставщики начали поднимать рублевые цены практически пропорционально падению курса рубля, чтобы застраховаться от дальнейшего падения в период продаж нового товара,— говорит директор отдела исследований рынка консалтинговой компании CBRE Валентин Гаврилов.— Крупные сети, понимая, что кратный рост стоимости товара вызовет падение спроса на него, стараются сдержать рост цен и отказываются покупать товары по выросшим ценам. Но по мере истощения товарных запасов цена на импорт неизбежно начинает расти".

Так, в "Дикси" импортные фрукты и овощи подорожали на 10-15%. А импортная молочная продукция из-за высокой цены вообще исчезла с полок.

"Розничная стоимость продуктов меняется из-за закупочной цены, на которую влияет множество факторов,— говорит директор по внешним связям ГК "Дикси" Екатерина Куманина.— Например, во многих российских продуктах используются импортное сырье, упаковка, стоимость которых зависит от валютных колебаний. Отдельные категории товаров мы импортируем напрямую, в частности некоторые овощи и фрукты, но они также подвержены валютным колебаниям. При установлении торговой наценки "Дикси" ориентируется на ситуацию в регионе, городе, районе, соблюдая регламентирующие вводные. Торговая наценка на социально значимые товары не превышает единиц процента: в сети действует мораторий на повышение наценки для таких товаров".

Чтобы не повышать цены или повышать их постепенно, обычные сети, торгующие как импортным, так и российским продовольствием, имеют в своем арсенале большие возможности для маневра. По словам Владимира Русанова, сети проводят регулярные тендеры, постоянно ведут мониторинг рыночных цен, внимательно анализируют ценовые предложения поставщиков, сравнивают и ищут альтернативу, проводят промо-акции и заказывают более дешевую продукцию под своей маркой. При неизбежности роста цен договариваются с поставщиками о поэтапном или частичном повышении цен, чтобы рост не был резким. Держать золотую середину и находить общий язык с поставщиками помогает и Кодекс добросовестных практик, который в 2012 году приняли ведущие отраслевые союзы и ассоциации участников потребительского рынка. Он представляет собой свод рекомендуемых правил взаимодействия между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров. Этот вид сотрудничества оказывает прямое влияние на цены социально значимых продуктов — хлеба, сахара, соли, круп, масла и других.

"Инициатива о заморозке цен на государственном уровне, как и любое искусственное регулирование, может привести к вымыванию из ассортимента дешевых товаров,— считает Екатерина Куманина.— Путь к этичному бизнесу на свободном рынке должен лежать через саморегулирование и конструктивный диалог сторон".

Однако на российском продовольственном рынке присутствуют торговые сети, чей ассортимент в основном состоит из импортной продукции. Таких сетей намного меньше, и пережить кризис им гораздо сложнее.

"Нам приходится переоценивать товары каждый раз, когда мы получаем партию товаров от поставщика по новой цене,— говорит генеральный директор торговой сети органических продуктов премиум-класса "Биостория" Евгений Шкляров.— Обычно она бывает и ниже, и выше предыдущей поставки, но в нынешней ситуации тренд на повышение стоимости очевиден. Мы резко сократили собственную наценку на товар, потому что самое важное для нас — не отпугнуть покупателей резко взлетевшей ценой. И это делается в том числе за счет собственной прибыли".

По словам господина Шклярова, в последнее время из-за санкций ассортимент товара в магазинах "Биостория" и других сетях, торгующих органическими продуктами, резко уменьшился.

"Сократился ассортимент твердых сыров, больше не продаются биофрукты и биоовощи из Европы,— сетует господин Шкляров.— Теперь из органических продуктов мы продаем овощи с собственной биофермы "Болотово", биофрукты и биоовощи из Краснодарского края, также есть фермерские овощи и фрукты из Подмосковья. Несколько крупных поставщиков импортных биопродуктов ушли с рынка. В целом по бакалее ассортимент сократился на 10-15%".

С начала года дешевые российские продукты начали вытеснять с полок магазинов импортное продовольствие. Торговые сети постепенно отказываются от закупок импортных сыров, молока, яблок, консервов, мяса. Однако, по прогнозам ритейлеров, полностью заместить импортную продукцию российским продовольствием в ближайшие год-два не удастся. Ведь по некоторым видам продовольствия, например мясу и рыбе, импорт составлял более 60%. А собственных мощностей для производства мясомолочных продуктов в стране пока недостаточно. Это может повлечь за собой рост цен и на российские продукты питания.

Однако, по мнению Валентина Гаврилова, государство может помочь торговле не жестким регулированием цен, а созданием условий для конкуренции на рынке производства продовольствия и стимулированием национальных производителей. И если на рынке будет много эффективных игроков и избыток производственных мощностей, считает аналитик, то и рост цен в случае девальвации будет существенно ниже, чем сейчас, когда их явно не хватает для удовлетворения потребностей рынка.

Ирина Шкарникова

Вся лента