Отельеры теряют гостей
Доходность московских гостиниц упала на 12%
Кризис не обошел стороной гостиничный рынок, весь прошлый год московские отели были вынуждены отчаянно бороться за клиентов. Но если гостиницы среднего ценового сегмента снижали стоимость проживания, что позволило им сохранить приемлемый уровень загрузки, то пятизвездные отели демпинговать отказались и в результате лишились 9% гостей.
Как следует из подготовленного JLL обзора гостиничного рынка Москвы за 2014 год, стоимость проживания в столичных отелях по сравнению с 2013 годом снизилась на 2,5-7% в зависимости от ценового сегмента. Исключением стали гостиницы уровня пять звезд, где стоимость проживания выросла на 2%, до 10 тыс. руб. в сутки. Но это отразилось на их загрузке, которая за год упала на 9% — до 59%, что стало самым существенным снижением на гостиничном рынке. Так, загрузка отелей уровня три-четыре звезды, где средняя стоимость номера в сутки по итогам прошлого года составляет 5,6 тыс. руб., составляет 71%. Загрузка люксовых гостиниц (12,8 тыс. руб. за ночь) достигла минимума с 2009 года и составила 61,8%. Доходность на номер (RevPAR) в прошлом году упала на 12% в среднем по рынку и составила 3,4 тыс. руб. По словам руководителя департамента гостиничного бизнеса компании JLL Дэвида Дженкинса, основные проблемы отельеров связаны не с доходами, а с расходами: "Валовая прибыль резко снижается из-за инфляции и падения рубля, а EBITDA в рублях не позволяет обслуживать долговые обязательства в валюте и усложняет процесс оценки объектов". По итогам минувшего декабря курс доллара вырос на 10%, до 56 руб. При этом в середине месяца курс достигал рекордного уровня 80 руб. за доллар, что почти на 60% выше итоговых значений ноября. Валютные колебания притормозили инвестиционные планы девелоперов гостиниц. "Сейчас участники рынка стараются закончить то, что начали",— уточняет господин Дженкинс.
В 2014 году открылись почти все заявленные гостиницы — Mercure на Бауманской (44 номера), Radisson в Шереметьево (391 номер), Doubletree by Hilton Marina (270 номеров), Four Seasons (180 номеров). По итогам текущего года на рынок должны выйти в совокупности 1,3 тыс. номеров, включая Marriott на Новом Арбате (234 номера), Ibis в районе Динамо (310 номеров), Doubletree by Hilton во Внуково (430 номеров), Hampton by Hilton в Строгино (214 номеров). Участники рынка утверждают, что результаты 2014 года не хуже итогов 2013 года, но ждут, что ситуация изменится в 2015 году. По словам регионального директора сети Accor Hospitality Алексиса Деларофф, серьезного снижения ключевых показателей не было, так как падение началось во второй половине 2014 года. "Первые шесть месяцев прошли для нас очень хорошо",— говорит он. Господин Деларофф рассчитывает, что выручка сети за первый квартал окажется выше ожидаемой из-за роста внутреннего турпотока. "Доля российских гостей в отелях сети Accor уже увеличилась на 5-10%",— уточняет он. Вице-президент Intercontinental Hotels Group по стратегическому развитию в России и СНГ Арон Либинсон добавляет, что в 2014 году загрузка отелей в среднем ценовом сегменте выросла не только за счет внутреннего турпотока, но и туристов из Китая, Индии и Ирана. По словам регионального вице-президента по Восточной Европе Carlson Rezidor Тома Фланагана, росту внутреннего спроса способствует не только высокий курс валют, но и качественные изменения гостиничной инфраструктуры не только в Москве или Сочи, но и в Ярославле, Казани, Калининграде.
Консультанты предупреждают, что внутренний спрос со стороны бизнеса расти не будет, но его поддержит потребность представителей власти, которым потребуются гостиницы для проведения своих мероприятий. "В итоге спрос может закрепиться на уровне 60-63% — по итогам 2014 года 63,8% в среднем по Москве",— говорит руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Смирнова, уточняя, что цена гостиничных услуг в будущем году вырастет из-за инфляции в пределах 5%.