Татарстан пошел на третий круг
Регион опять хочет свою авиакомпанию
Правительство Татарстана, лишившееся за последние два года двух авиакомпаний, взялось за создание нового перевозчика. На смену «Ак Барс Аэро» и прекратившему работу в 2013 году «Татарстану» должна прийти новая компания, создаваемая «Татнефтью». Но наиболее интересные маршруты «Ак Барс Аэро» уже разобраны другими авиакомпаниями, и, по мнению экспертов, новому перевозчику все равно грозят убытки.
Вчера министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Ленар Сафин заявил о создании новой авиакомпании в республике «при поддержке „Татнефти”». По словам источников „Ъ“, близких к ситуации, «Татнефть» будет единственным акционером перевозчика. «Наша главная задача — в короткие сроки зарегистрировать компанию и получить разрешительные документы в Росавиации»,— сказал господин Сафин. Со второго квартала авиакомпания должна выполнять субсидируемые рейсы, ранее входившие в сеть «Ак Барс Аэро» (АБА; принадлежит подконтрольному властям региона холдингу «Ак Барс»). В декабре 2014 года «Татнефти» от «Ак Барс Аэро» уже перешел аэропорт Бугульма (третий после Казани и Бегишево в регионе), по словам главы нефтекомпании Наиля Маганова, это сделано по «просьбе главного акционера». Аэропорт был базовым для АБА, созданной на базе Бугульминского авиапредприятия в 2010 году.
Сейчас Татарстан остался без своего перевозчика: в конце 2013 года, после крушения Boeing в аэропорту Казани, был отозван сертификат эксплуатанта у авиакомпании «Татарстан», тогда большинство ее рейсов получила АБА. Зимнее расписание АБА на 2014 год включало 70 направлений между 23 городами России. В 2013 году АБА перевезла почти 400 тыс. человек. Компания получила в Приволжском федеральном округе около 60% рейсов, субсидируемых из федерального и регионального бюджетов (на эту программу в 2015 году планируется потратить 1,3 млрд руб.). По этим направлениям в 2014 году АБА получила свыше 360 млн руб. дохода, обслужив около 50 тыс. пассажиров. Но в начале года компания отказалась от пассажирских полетов из-за ухудшения финансового положения, 13 января ее сертификат эксплуатанта приостановили.
В Росавиации „Ъ“ сообщили, что если АБА решит восстановить сертификат, то ведомство проведет ее проверку на соответствие требованиям Воздушного кодекса. Но вчера Арбитражный суд Татарстана инициировал ее банкротство по заявлению ООО «Склад временного хранения М7». Долг по этому иску — около 15 млн руб., но в АБА признали, что не могут его погасить. На начало 2014 года кредиторская задолженность авиакомпании превышала 5,3 млрд руб. В 2013 году компания получила 3,5 млрд руб. выручки и 4,7 млн руб. чистой прибыли (перевезла 390 тыс. пассажиров), в ее парке 15 Cessna Grand Caravan и 15 Bombardier CRJ-200LR.
Региональные рейсы АБА с 2 февраля по 27 марта разделены между Dexter (ЗАО «Авиа менеджмент груп»; 16 маршрутов) и АК «Оренбуржье» (подразделение ГУП Оренбургской области «Аэропорт Оренбург»; 13 маршрутов). В Dexter „Ъ“ сообщили, что компания уже работает на восьми маршрутах после приостановки полетов АБА. Источник „Ъ“, близкий к ситуации, добавил, что в Татарстане не покрыты шесть субсидируемых маршрутов, например из Нижнекамска, но «их загрузка и при АБА была минимальной». Другой собеседник „Ъ“ в отрасли считает, что двух перевозчиков пока достаточно, чтобы удовлетворить спрос в регионе.
Но сроки создания новой авиакомпании выглядят очень оптимистичными, говорит один из собеседников „Ъ“. Процесс сертификации занимает два месяца. До его начала нужно иметь минимальное число самолетов (восемь для регулярных рейсов, три — для чартеров), нанять персонал, оплачивать лизинг, что требует времени. Будет ли новой авиакомпании передан парк, в АБА не поясняют. Гендиректор АБА Петр Трубаев, «Ак Барс» и «Татнефть» от комментариев отказались.
Независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко считает намерение создать нового перевозчика в Татарстане «скорее вопросом престижа, чем стремлением поддержать региональную авиацию»: две авиакомпании, работавшие в разных сегментах рынка, все равно обанкротились. При снижении пассажиропотока на региональных линиях и на фоне падения общей экономической активности новый перевозчик будет убыточным вне зависимости от формата работы, полагает он.