Инвестиции в убыток
Волгоградская область признала работу с инвесторами неэффективной
Комитет по экономике Волгоградской областной думы заслушал отчет контрольно-счетной палаты (КСП) региона об эффективности областного закона об инвестиционной деятельности, принятого в 2010 году. Анализ КСП вместе с признанием исполнительной властью области и самими депутатами очевидного усугубления негативных экономических тенденций вынуждает думу заняться ускоренным совершенствованием законодательства. Парламентарии заявили, что настроены отменить неработающие льготы и развивать поддержку малого и среднего бизнеса. Ключевой неутешительный вывод из обсуждения — региональная власть по-прежнему не может выделять прямую помощь в виде субсидирования кредитных ставок и строительства индустриальных парков.
Региональный закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области» принят в марте 2010 года. КСП проанализировала действие закона за период по июль 2014 года и пришла к выводу, что механизмы, заложенные в документе, не приносят должного эффекта. В пересчете на душу населения Волгоградская область продолжает отставать от средних показателей по стране и ЮФО по всем ключевым параметрам — по объему инвестиций в основной капитал, удельному весу убыточных организаций и т. п.
Из анализа КСП, в частности, следует, что за три года действия закона заключено 36 инвестиционных соглашений на предоставление господдержки. Суммарный объем освоенных инвестиций по этим проектам составил 117 млрд рублей. Они уже дали в бюджет 1,8 млрд рублей (85 % приходится на долю инвестпроектов «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка». — „Ъ“), при этом, согласно данным КСП, выпадающие доходы от предоставления этих льгот составили 1,7 млрд. Эти цифры, вызвавшие смех ряда присутствующих, аудитор КСП Наталья Ноздрюхина прокомментировала так: «реализация проектов продолжается».
По сведениям комитета экономики областной администрации, в регионе до 2023 года уже расписаны обязательства на 18 млрд рублей льгот по налогам на прибыль и имуществу. В качестве эффекта областная власть рассчитывает получить за тот же срок уже 33 млрд рублей дополнительных бюджетных доходов.
Согласно выводам КСП, из 10 мер поддержки, предусмотренных областным законом, фактически работают только четыре. В частности, не предоставляются такие меры поддержки, как госгарантии и гарантии залогового фонда региона. Касательно последнего зампред комитета экономики областной администрации Ольга Ванина напомнила депутатам, что сравнительно недавно они рассматривали важнейшие объекты потенциального фонда как подлежащие приватизации. Кроме того, госпожа Ванина пояснила парламентариям, что из-за одного инвестпроекта, поставившего под вопрос сохранность более 800 млн рублей госгарантий, проблематичным является и этот механизм. «Фактически принято решение не использовать гарантии», — сказала госпожа Ванина.
В отчете КСП указано, что в отличие от Самарской и Калужской областей, вкладывающих миллиарды бюджетных рублей в инфраструктуру, в частности в создание индустриальных парков, Волгоградская область таких возможностей не имеет и ограничивается расходами на участие в выставках и семинарах по популяризации инвестиционной деятельности, чем напоминает соседнюю Астраханскую область.
Зампред комитета по промышленности и торговле исполнительной власти региона Сергей Клименко пояснил, что «неформализованные» индустриальные парки развивают некоторые частные инвесторы (например, Волжский трубный завод, входящий в группу ТМК. — „Ъ“). «Повлиять на их работу мы не можем, фактически ограничиваемся методической помощью, — признал господин Клименко, добавив, что «мечтает дожить до того дня, когда у области появится достаточно средств» для полноценной работы в этом направлении.
Председатель думского комитета по промышленности Дмитрий Калашников обратил внимание, что Волгоградская область не использует и другой действенный механизм, на который можно получать существенное федеральное финансирование, — создание свободных экономических зон. Это и ряд других предложений лягут в основу законопроекта, который региональные парламентарии будут дорабатывать в том числе с привлечением научного сообщества. Ожидается, что к апрелю пакет законодательных инициатив, которые позволят улучшить стимулирование инвесторов, в том числе модернизация существующих производств, должен дойти до рассмотрения на заседании регионального заксобрания.