"Аэрофлот" на премии не налетал
Руководители компании остались без опционов за 2014 год
"Аэрофлот" откажется от выплат опционов менеджменту и членам совета директоров за 2014 год. Действующая трехлетняя программа поощрений руководителей привязана к росту капитализации компании и выплачивается из чистой прибыли. Но за прошлый год перевозчик подешевела на бирже в 2,6 раза, до 35,8 млрд руб., а за январь-сентябрь показал убыток в 3,5 млрд руб. и, по данным "Ъ", по году в целом вряд ли будет прибыльным.
Совет директоров «Аэрофлота» сообщил о том, что менеджменту и совету директоров не будет выплачен опцион за 2014 год. В авиакомпании сообщили, что решение вступает в силу автоматически, если не достигнуты целевые показатели. Опционная программа поощрений группы действует с января 2013 года до конца 2015 года. На выплаты влияют два фактора — абсолютный прирост рыночной капитализации за год и место по этому показателю относительно конкурентов. Начисляются вознаграждения из чистой прибыли по МСФО по итогам года, окончательное решение принимает собрание акционеров. Максимальный объем опциона — 3% от капитализации компании.
Величина опционов по итогам 2013 года не раскрывалась, но в отчетности "Аэрофлота" по МСФО за девять месяцев говорится, что размер вознаграждения членов совета директоров и топ-менеджмента в этот период составил 807 млн руб., а расходы по всем программам премирования — 562 млн руб. (обязательства по этим программам на конец сентября составляли 241 млн руб.). В 2013 году прирост капитализации "Аэрофлота" составил 87%, в конце года на Московской бирже компания стоила 93 млрд руб., то есть максимальный размер опциона составлял 2,8 млрд руб. Чистая прибыль группы по МСФО за 2013 год увеличилась на 40%, до 7,3 млрд руб.
За 2014 год капитализация "Аэрофлота" упала в 2,6 раза, до 35,8 млрд руб. Данные по прибыли группа еще не раскрывает, но по итогам девяти месяцев 2014 года при выручке 236,7 млрд руб. "Аэрофлот" впервые за несколько лет получил убыток 3,5 млрд руб. Пассажиропоток группы за год вырос на 10,7%, до 34,7 млн человек, но международные перевозки упали на 1,7%, до 17,1 млн человек. Источники "Ъ" в отрасли полагают, что по итогам года общий результат группы будет не лучше. В число причин убытков, говорит один из собеседников "Ъ", входят опционные договоры с рядом российских банков, заключавшиеся с 2012 года с целью хеджирования части затрат на авиатопливо. За девять месяцев 2014 года убыток "Аэрофлота" по этой статье составил 764 млн руб. Но "с учетом того, что в четвертом квартале стоимость сорта нефти Brent упала на 40%, убыток перевозчика может значительно вырасти", замечает он, добавляя, что из-за девальвации рубля растут и валютные расходы перевозчика, особенно на лизинг. Финансовый лизинг "Аэрофлота" на 97% номинирован в долларах и лишь на 3% — в рублях (по финлизингу компания получила 61 самолет из имеющихся 253 самолетов).
"Аэрофлот" уже сокращал программу вознаграждений для менеджмента в 2009 году: тогда она предполагала опционы, по которым менеджеры могли получить до 3% акций. Но в январе 2009 года объем пакета акций, который выкупался для программы на рынке, был сокращен до 1%. Старший аналитик Газпромбанка Михаил Ганелин отмечает, что во всем мире авиакомпании сейчас являются инвестиционно интересными из-за падения цены на нефть, снижающей стоимость топлива, но в России стоимость топлива в рублях не снизилась из-за девальвации рубля. Кроме того, "Аэрофлот" не может компенсировать растущие издержки повышением цен на билеты: в 2015 году доходы населения не будут расти, замечает аналитик. В дальнейшем, полагает аналитик, "Аэрофлот" сможет выиграть, если будет активно увеличивать долю рынка.